1. Общая характеристика внимания, его роль в психической деятельности человека
2. Виды и свойства внимания. Рассеянность и её виды
3. Воспитание и самовоспитание внимания
4. Основные направления и этапы развития внимания в дошкольном возрасте
5. Игры, упражнения (игровые комплексы), направленные на развитие внимания у детей разного дошкольного возраста
Список использованных источников
1 Общая характеристика внимания, его роль в психической деятельности человека
Понятие внимания. Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. С другой – некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе.
2 Виды и свойства внимания. Рассеянность и её виды
Виды внимания.
Существуют несколько разных классификаций внимания. Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной.
Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент, наибольшее жизненное или личностное значение [8].
3 Воспитание и самовоспитание внимания
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые – произвольным. Непосредственное внимание
4 Основные направления и этапы развития внимания в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2 -3 предметами.
Внимание становится более устойчивым, чем в раннем детстве. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца.
5 Игры, упражнения (игровые комплексы), направленные на развитие внимания у детей разного дошкольного возраста
Работа по совершенствованию детского внимания заключается в развитии таких его свойств как переключение и устойчивость. Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания.
Для этого можно использовать обычные пазлы и конструктор, выполнять специальные упражнения и играть в развивающие игры [10].
1. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека» – М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.
2. Глуханюк Н.С., Семенова, С.Л., Печеркина, А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 368 с.
3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.
4. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.
5. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.2: Психология образования – 496 с.
6. Обухова Л.Ф. Детская психология: 2-е изд., стереотип. – М.: Тривола, 1996. – 360 с.
7. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 104 с.
8. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология. Учеб для вузов. – М.: Издат. Центр «Академия», 2000. – 512 с.
9. Самохвалова, В.И. Возрастные и индивидуальные различия внимания // Возрастные и индивидуальные различия внимания / В.И. Самохвалова. – М.: Просвящение, 1997. – 118 с.
10. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1996. – 267 с.