ВВЕДЕНИЕ
1. Словесные методы экологического образования дошкольников, их виды и значение
2. Методика использования словесных методов экологического образования детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
1. Словесные методы экологического образования дошкольников, их виды и значение
Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающей природе [7, с. 19].
В процессе экологического образования в дошкольном учреждении используются такие методы обучения как наглядные, практические, словесные.
Словесные методы – это рассказы воспитателя, рассказы детей из опыта, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально - положительное отношение к природе [3, с. 46].
2. Методика использования словесных методов экологического образования детей дошкольного возраста
Беседа как метод ознакомления детей с природой используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах – на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.
Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей. Беседа – это итог проведенной с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления.
Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.
Беседа начинается с анализа явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивает переход к обобщениям, приводит в систему разрозненные факты [2, с. 81].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
1. Каропа, Г.Н. Теория и методика экологического образования / Г.Н. Каропа. – Гомель : ГГУ им. Ф.Скорины, 2000. – 272 с.
2. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Учебно – метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: Асар, 1999. – 128 с.
3. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – 3-е изд., перераб. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.
4. Посылкина, Р.Ю. Педагогические основы использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников: автореф. дис. / Р.Ю. Посылкина ; Нижегор. ин-т развития образования. – Чебоксары, 2001. – 20 с.
5. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду : кн. для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов пед. ун-тов и колледжей. – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432 с.
6. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учебное пособие для высших учебных заведений по направлению / Т.А. Серебрякова. – М.: Академия, 2008. – 205 с.
7. Стреха, Е.А. Познаем мир природы : учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.А. Стреха. – Мн.: Национальный институт образования, 2010. – 23 с.
8. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 104 с.