Тема 2.5. Общая характеристика психического развития в раннем детстве
Подборка статей
Тема 2.6. Дошкольное детство как самоценный и особо важный период в жизнедеятельности человека
Тема 3.2. Игра и ее особенности у детей дошкольного возраста
Тема 3.3. Художественная деятельность, ее развитие и формирование в дошкольном возрасте
Тема 4.2. Профессиональное взаимодействие педагога, его основные функции
Тема 4.4. Общее понятие о группе. Межличностные отношения в группе
Подбор статей по теме «Межполовые отношения»
Тема 4.5 Социально-педагогическая характеристика дошкольной группы и межличностных отношений
Тема 2.5. Общая характеристика психического развития в раннем детстве
Раннее детство охватывает период от 1 года до 3-х лет.
Основными достижениями (новообразованиями) раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка являются:
1. Развитие прямой походки (прямохождение). С развитием прямохождения ребенок получает возможность знакомиться (активно) с новыми предметами. Чем больше он двигается, тем больше он получает впечатлений, которые наполняют его чувства, мысли и в дальнейшем воображение.
2. Развитие предметной деятельности. Предметы начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как определенный способ употребления, т. е. той функции, которая закрепляется за ним в общественном опыте. Ведущая деятельность – предметная деятельность. К концу раннего детства начинает складываться новый вид деятельности – игра, но пока она носит предметный характер.
Подборка статей
1. Ильин, В. А. Кризис «трех лет» с точки зрения психосоциальной концепции развития – от теории к практике / В.А. Ильин // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – № 1. – С. 90-99
2. Лебедева, Е. И. Опыт психологической помощи в период кризисов раннего детства / Е.И. Лебедева, О.Ю. Пинкевич // Вестник СПбГУ. – 2010,Сер. 12, вып. 1. – С.198-206
3. Плаксина, И. В. Становление «я» в раннем детстве как предпосылка формирования личности безопасного типа / И.В. Плаксина // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2011. – № 3(46). – С. 33-37.
4. Таирова Л. Р. Раннее детство: кризис и его преодоление / Л.Р. Таирова // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – № 4 (12). – С. 50-54.
Тема 2.6. Дошкольное детство как самоценный и особо важный период в жизнедеятельности человека
Идея самоценности детства рассматривалась еще задолго до настоящего времени. Эта идея находит отражение в работах многих великих людей. Считается, что первым, кто подверг серьезному осмыслению вопрос о самоценности детства, был Ж. Ж. Руссо, затем она развивалась в «теориях свободного воспитания» (К. Н. Вентцель, Л. Н. Толстой, М. Монтессори и др.).
Эта идея стала ценностным ориентиром и в ХХI в. Чтобы обозначить современную трактовку понятия, необходимо изучить это понятие в историческом ракурсе. Ж. Ж. Руссо утверждал, что воспитание, основанное на принуждении, насилии, противоречит естественному состоянию. Он выступал в защиту природы и прав ребенка и требовал тщательного его изучения, хорошего знания возрастных и индивидуальных особенностей детей. Ж. Ж. Руссо считает, что главным методом обучения является собственное желание ребенка обучаться. Рассуждая о ценности детства, он считает, что природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Потому что если нарушить этот порядок, то произрастут скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и быстро испортятся. У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать ее заменить.
Тема 3.2. Игра и ее особенности у детей дошкольного возраста
Анализ педагогической практики и специальные исследования между тем свидетельствуют: игра в дошкольных учреждениях (особенно сюжетно-ролевая) либо пускается на самотек, либо чрезмерно регламентируется. Трудности, связанные с руководством, развитием детских игр, обусловлены в значительной степени спецификой самой этой деятельности, ее природой. Ведь игра — самостоятельная деятельность дошкольника. Как же содействовать ее развитию, не стесняя при этом инициативы самих детей, не «подрезая» их крылья? Прямые способы воздействия педагога, которые «работают» при руководстве организованной им детской деятельности, здесь теряют свои силы, не помогают. Более того — они могут привести к ломке, распаду детской игры. Но выход есть. Ведь имеются и косвенные способы педагогического воздействия, к ним и следует прибегнуть, прежде всего.
Важно отношение к игре не как к объекту управления, а как к условию развития ребенка, его творчества. Позаботимся же об этих условиях: создадим развивающую предметно-игровую среду в детском саду, в каждой его группе. Разнообразны ее компоненты - крупное организующее игровое поле, игрушки, игровой материал (предметы-заместители и др.). В игровом пространстве выделим место и для игр с природным материалом (с водой, песком и др.). Проектируя предметно-игровую среду в конкретной группе, важно опереться на значимые психологические позиции дизайна. Не только сегодняшние психофизические возможности ребенка должны быть учтены, но и его «зона ближайшего развития», сензитивность.
Тема 3.3. Художественная деятельность, ее развитие и формирование в дошкольном возрасте
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - формирование способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; художественное воспитание неотделимо от побуждения к художественно-творческой деятельности, к посильному созданию эстетических, в том числе художественных ценностей.
ХУДОЖСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - создание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта, придумывание к известному ранее не используемых детали, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание нового начала, конца, новых действий, характеристик героев и .п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств «разительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.
МЕТОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ - это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие способности понимать и верно оценивать произведения искусства, а также формирование и развитие художественно-творческих потребностей и способностей в процессе художественной деятельности.
Тема 4.2. Профессиональное взаимодействие педагога, его основные функции
Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое осмысление это понятие получило в работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х. Й. Лийметса и др. Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено:
1) учебно-воспитательной деятельностью;
2) целью обучения;
3) воспитанием.
Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности:
1) познавательной;
2) трудовой;
3) творческой.
Тема 4.4. Общее понятие о группе. Межличностные отношения в группе
Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.)
Рассмотрим одну из наиболее распространенных классификаций групп.
По размеру
Большая группа (условная) – количественно неограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.)
Большая группа (реальная) – значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.)
Малая группа – (от двух до нескольких десятков человек) относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.
По общественному статусу
Формальная (официальная) группа – реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд.
Подбор статей по теме «Межполовые отношения»
Фалькова, Т.А. Внедрение гендерного подхода в педагогический процесс / Т.А. Фалькова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – № 2
Велиева, И.В. Гендерная диагностика в условиях детского сада / И.В. Велиева // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – № 2
ТАТАРИНЦЕВА, Н.Е. Воспитание детей разного пола в многонациональном детском саду / Н.Е. Татаринцева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – № 5
Тема 4.5 Социально-педагогическая характеристика дошкольной группы и межличностных отношений
Анализ программы «Пралеска» по разделу «Человек и общество»
В "Концепции дошкольного воспитания" были намечены основные направления совершенствования системы общественного дошкольного воспитания. Одним из главных направлений является перестройка содержания работы детского сада. Педагогическим коллективам разрешено выбирать программы развития и воспитания детей дошкольного возраста. В связи с этим был подготовлен ряд альтернативных программ. Временным творческим коллективом под руководством профессора Е.А.Панько и доцента А.И.Васильевой создана первая национальная программа "ПРАЛЕСКА".