Введение
1. Белорусская крестьянская семья - основной творец и хранитель воспитательных традиций народа
2. Цель воспитания у белорусов
3. Средства и методы воспитания в белорусской народной педагогике
4. Использование идеё народной педагогики в практике работы дошкольного учреждения..
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении человека является народная педагогика. Она представляет собой педагогический опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа. В народной педагогике отражаются культура народа, его идеалы, представления о том, каким должен быть человек.
Дошкольная педагогика, как и педагогика в целом развивалась на базе народной педагогики. Житейские правила и приёмы воспитания - это первые законы, с которыми человек встречается в своей жизни. И они рождаются в семье. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали не писаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. В народных поговорках, пословицах, сказках выкристаллизован вековой опыт воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении, народные сказки и афоризмы несут в себе бесценную народную мудрость.
1. Белорусская крестьянская семья - основной творец и хранитель воспитательных традиций народа
С давних пор семья рассматривалась как основа воспитания ребенка. Белорусские народные традиции закладывались в крестьянской семье и передавались из поколения в поколение. Нравственное и материальное благополучие человека определялось семьей, обеспечивавшей важнейшую функцию воспитания детей. Передача жизненного опыта молодым, сохранение традиционного уклада жизни, культуры, освоение ребенком нравственных устоев осуществлялись прежде всего в семье. Семья считалась священным союзом, брак был не только залогом благосостояния, но и моральным долгом; такие взгляды поддерживала и церковь [8, с. 173].
2. Цель воспитания у белорусов
Традиционно основным воспитателем ребенка в белорусской крестьянской семье считалась мать. С момента рождения дети находились под присмотром матери. Мальчиков она опекала до 14 – 16 лет, пока они не становились помощниками по хозяйству. С малых лет мать приучала дочку к ведению домашних дел: учила готовить еду, убирать в доме, шить, вязать, ткать и др., тем самым готовила к будущей семейной жизни, выполнению основной функции женщины – материнству [3, с. 66].
Сына, как будущего работника, хозяина, главы дома, мать с детства приучала заботиться о других членах семьи, выполнять более тяжелую и сложную работу, принимать самостоятельные решения, проявлять силу духа, физическую крепость.
Вместе с тем, истинным авторитетом в семье по праву являлся отец. Он был главный и полноправный хозяин, главный советчик. Все члены семьи, дети и мать, подчинялись отцу.
Отец относился к дочери со строгостью, но по традиции в хороших крепких сельских семьях отец заботился о ней, часто в праздники делал подарки. У дочерей отец воспитывал аккуратность, рассудительность, приветливость, сердечность и деликатность.
3. Средства и методы воспитания в белорусской народной педагогике
А. П. Орлова полагает, что к средствам народной педагогики дошкольников относятся все виды народного творчества: родное слово, устное народное творчество, народная игра, традиции, обычаи, праздники.
В качестве первого средства А. П. Орлова выделяет родное слово, которое обретает свою силу через знание родного языка. Язык материализует в себе духовную культуру народа, влияет на формирование этнокультурной специфики, относится к элементам культуры [1, с. 46].
К основным средствам народной педагогики относятся: труд, устное народное творчество, игры, песня, танцы, традиции, обряды, обычаи.
4. Использование идей народной педагогики в практике работы дошкольного учреждения
Внедрение идей народной педагогики мы изучили на базе ДУ «Ясли-сад № 144 г.Гомеля».
В детском саду на протяжении ряда лет ведется активная, систематическая этнопедагогическая деятельность.
С чего же начинал работу детский сад по названной проблеме?
Открываем центральную входную дверь - и сразу же бросается в глаза красочное, во всю стену, панно, с изображением детей в белорусских национальных костюмах. Как видим, воспитанники детского сада, даже проходя мимо, могут увидеть некоторые образцы и заметить особенности белорусского народного искусства. На втором и третьем этажах дети знакомятся с другими красочными панно (их семь, выполненными по мотивам белорусских народных сказок.
В Дошкольном учреждении организован музей «Бабушкина изба». В музее собрали экспонаты, которые позволяют ребёнку больше узнать о культуре белорусского народа. В музее каждый экспонат доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народное традиции, обычаи, устное народное творчество, как исторический памятник и как конденсатор духовного опыта народа, были и будут нравственной опорой человека, каждого поколения, каждой этнической общности. В центре ее - многогранные человеческие взаимоотношения, обеспечивающие нравственное развитие личности. Учить людей человечности, заботливости, доброте - главные задачи народной педагогики.
Среди основных особенностей народной педагогики можно выделить воспитание трудолюбия, воспитание взаимопомощи, воспитание нравственности, развитие творческой индивидуальности, а также использование традиционной народной игры. Наиболее важной является проблема формирования нравственных качеств. Для становления нравственной позиции необходима практика гуманистического личностно-ориентированного воспитания дошкольников. В отношениях педагога и ребенка должна быть забота о развитии ребенка; любовь к детям и к каждому ребенку; уважение, вера в детей; понимание ребенка и бережное отношение к нему; развитие чувства собственного достоинства; умение стать ему другом. Реализация таких отношений возможна в случае применения принципов самоактуализации, субъектности, творчества и успеха, доверия и поддержки.
1. Арлова, Г. П. Беларуская народная педагогіка / Г. П. Арлова. – Мн.: Народная асвета, 1993. – 189 с.
2. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика. Учеб. Пособие для студентов высших учеб. заведений/Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – М.: Академия. – 2007. – 289 с.
3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]: Учеб. пособ. для студентов высших пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – М.: Академия, 2001. – 399 с.
4. Грымаць, А. А. Народная педагогіка беларусаў / А. А. Грымаць, Л. М. Варанецкая [и др.]. – Мн.: Вече, 1999. – 177 с.
5. Жлоба, С.П. Народная педагогика Полесья: монография / С.П. Жлоба. – Брест: Изд-во БрГУ, 2002. – 328 с.
6. Народная педагогіка беларусау/ Пад рэд. В.К.Бандарчыка, М.Ф.Пiлiпенкi, С.В.Снапкоускай. – Мн.: Выс. шк., 1998. - С. 115-128.
7. Кавалевіч, М.С. Педагогіка / М.С.Кавалевiч. – Мазыр: Белы Вецер, 2001. –109 с. С. 62-78.
8. Ракава, Л.В. З гісторыі беларускай сям’і / Л.В. Ракава // Роднае слова. – 1997. – № 6. – С. 172–181.
9. Ракава, Л.В. Традыцыі сямейнага выхавання у беларускай весцы /Л.В.Ракава. – Мн.: БДУ, 2000. – 111 с. С. 16-38, 68-84.
10. Чэчат, В.В. Педагогіка сямейнага выхавання (тэарэтыка - метадалагічны аспект) / В.В. Чэчат. – Мн.: Нацыянальны інстытут адукацыі, 1995. – 195 с.