Тема: Сознание как высшая стадия развития психики
ВВЕДЕНИЕ
1. Появление и развития форм психического отражения у животных
2. Возникновение сознания человека, его культурно-историческая сущность и психологическая характеристика
3. Самосознание и самоконтроль
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В понятие психики входят различные явления, попадающие в сферу изучения психологии. Чаще всего говоря о психике, подразумевают субъективный образ объективного мира. Появление психики связано с появлением и совершенствованием органической природы. Развитие и формирование человеческой личности является очень сложным, комплексным, процессом.
1. Появление и развития форм психического отражения у животных
Психика – общее понятие, в которое входят различные явления, попадающие в сферу изучения психологии. Чаще всего говоря о психике, подразумевают субъективный образ объективного мира [2, с. 15]. Однако следует отметить, что существует материалистическое и идеалистическое понимание психики.
Если говорить о представлениях о психике идеалистов, то по их представлениям психика существует вечно, а не является свойством и продуктом живой материи.
2. Возникновение сознания человека, его культурно-историческая сущность и психологическая характеристика
Главным отличием человека от животного является его способность к абстрактному мышлению и рассуждению. Эти способности связаны с сознанием. Сознание также является высшим уровнем саморегуляции. В психологическую характеристику человеческого сознания входит самоощущение себя как познающего субъекта, что означает осознание человеком себя как отделенного от мира существа, которое может изучать этот мир, получать о нем определенные знания.
3. Самосознание и самоконтроль
Развитие и формирование человеческой личности является очень сложным, комплексным, процессом. Внутренний мир личности развивается через усвоение форм социальной деятельности, появляющихся извне. Выражением внутреннего мира является самосознание.
Как пишет В.К. Макаров, в совершенствовании самосознания каждая стадия имеет определенный уровень. Для каждого уровня могут быть свойственны своеобразные способы познания себя, своей самооценки, саморегуляции поведения и деятельности в целом [3, с. 74].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данной работы можно сделать следующие выводы.
Психика – общее понятие, в которое входят различные явления, попадающие в сферу изучения психологии. Изучением стадий и уровней развития психического отражения занимался А.Н. Леонтьев. По итогам его исследований была издана книга «Проблемы развития психики». Позднее данная гипотеза была развита К.Э. Фабри.
По данной гипотезе в биологической эволюции животных можно обозначить 3 стадии развития психики: сенсорная, перцептивная, стадия простейшего интеллектуального поведения.
1. Байлук, В.В. Воспитание и самовоспитание / В.В. Байлук // Педагогическое образование в России. – 2014. – Вып. № 1. – С. 156–158.
2. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина. – М. : Академия, 2003. – 480 с.
3. Психология человека от рождения до смерти / под ред. Л.Л. Реана. – М. : Академия, 2002. – 480 с.
4. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. – М. : Академия, 2001. – 220 с.