Введение
1 Роль моделирования в процессе ознакомления дошкольников с природой
2 Виды моделей, используемые для экологического воспитания детей дошкольного возраста. Предметные модели
3 Предметно-схематические модели
4 Роль графических моделей в экологическом воспитании дошкольников
5 Методика использования моделей в процессе ознакомления дошкольников с природой
План-конспект занятия
Заключение
Список использованных источников
Введение
В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой. Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания.
1 Роль моделирования в процессе ознакомления дошкольников с природой
Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.
2 Виды моделей, используемые для экологического воспитания детей дошкольного возраста. Предметные модели
В дошкольном обучении можно применять разные виды моделей.
Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фигуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений – листьев, стеблей и т. д.
3 Предметно-схематические модели
Во время наблюдений, экскурсий, прогулок, проводимых с детьми, педагог не только расширяет круг представлений детей, но, главное, помогает им осознать определенные закономерности в сезонной жизни природы.
Целенаправленно проведенные наблюдения, экскурсии в природу, закрепление воспринятого в последующих беседах, детском рассказывании подводят ребят к пониманию некоторых связей и зависимостей в неживой природе, к пониманию зависимости изменений в растительном и животном мире от изменений в неживой природе.
4 Роль графических моделей в экологическом воспитании дошкольников
С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), а затем – использование в учебном или в воспитательном процессе).
5 Методика использования моделей в процессе ознакомления дошкольников с природой
Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка, начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Например, программа по предусматривает формирование у детей понимания связи между развитием растений и условиями их существования, овладение детьми элементарными понятиями, такими, как: «рыбы», «птицы», «звери», «растения» и т. д. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю моделирование как метод ознакомления детей с природой.
План-конспект занятия
Цель: Формировать у детей конкретные представления, что растения живые организмы: питаются, дышат, двигаются.
Задачи:
Образовательные: Закрепить навыки использования модели при обобщении, определение с помощью моделей функций частей растения, видеть признак живого в модели. Закреплять умение различать и правильно называть растения, их части.
Развивающие: развивать познавательный интерес к природе.
Воспитывающие: воспитывать у детей желание заботиться, беречь, охранять природу.
Организация занятия. Наблюдения в природе, опыты, беседы о растениях, чтение художественной литературы, загадки о природе, рассматривание иллюстраций, знакомство с моделями.
Материал. Иллюстрации разных видов растений (деревья, кустарники, полевые цветы, садовые цветы, комнатные цветы, травы), игрушка Буратино, Д/и «Движение растений».
Заключение
Таким образом, модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. В деятельности взрослых людей наглядные пространственные модели выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков, объемных моделей, передающих взаимосвязь частей тех или иных объектов. В детской деятельности такими моделями служат создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки.
Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, начиная с пяти лет, дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов, пользуясь схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. п.