Введение
1 Элементарные опыты. Значение опытов при ознакомлении дошкольников с природой. Их цель
2 Этапы поисковой деятельности и методика их проведения
3 Опыты с предметами неживой природы
4 Опыты с объектами живой природы
5 Фиксация опыта
Заключение
План-конспект занятия
Список использованных источников
Введение
Проблема познавательного интереса – одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.
Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности.
Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.
1 Элементарные опыты. Значение опытов при ознакомлении дошкольников с природой. Их цель.
Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установления взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.
2 Этапы поисковой деятельности и методика их проведения.
Поисковая деятельность проводится в определенной системе. Она начинается с анализа природного явления в связи с теми вопросами, которые возникают у детей в их разнообразной деятельности. Из этого формируется познавательная задача, как правило, проблемная. Она требует установления причин явлений, связей и отношений между явлениями природы. Например, во время дежурства в уголке природы дети обратили внимание на то, что после выходных дней у бальзамина опустились листья, а кактус выглядит совсем свежим. Используя эту ситуацию, воспитатель ставит перед детьми задачу: «Почему так произошло? Всем ли растениям нужно одинаковое количество воды?»
3 Опыты с предметами неживой природы.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Задачи опыта:
1. Научить детей вести наблюдения за объектами неживой природы.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов неживой природы.
3. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности [5, c. 107].
4 Опыты с объектами живой природы
Экспериментальная деятельность с объектами живой природы включает в себя опыты с растениями, животными, некоторыми микроорганизмами (плесневые грибы).
При проведении опытов педагог должен организовать экспериментальную деятельность: заинтересовать, предложить, предоставить нужные материалы, а также объяснить опыт, если ребенок затрудняется сделать это сам. Но гораздо полезнее, чтобы объяснение опытов и выводы ребенок сделал самостоятельно с помощью наводящих вопросов.
5 Фиксация опыта.
У детей четвертого года жизни начинает формироваться произвольное внимание. Это позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, используя готовые формы: «Давайте в этом кружочке поставим стрелку на те продукты, которые съел хомячок», «Вот две картинки. На какой из них изображено такое же дерево, как наше?» Это способствует развитию умения анализировать факты и давать словесный отчет об увиденном.
Заключение
Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но его нужно развивать. Поэтому педагогам совместно с родителями необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии воспитанников.
Одним из перспективных методов является метод экспериментирования, который давно занял прочное место в работе с детьми в дошкольном учреждении.
План-конспект
Занятие в старшей группе по знакомству со свойствами воздуха
Цель: познакомить детей с воздухом, его свойствами и ролью в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: познакомить со свойством воздуха (невидимый, бесцветный) и с его значением для всего живого.
Развивающие: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; развивать навыки сотрудничества и умение работать в парах; развивать умение отвечать на вопросы, слушать собеседника, коммуникативные навыки.
Воспитывающие: воспитывать желание работать в коллективе; воспитывать желание сохранить чистоту воздуха.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке; наблюдение в группе
Словарная работа: невидимый, бесцветный, воздух, пузырьки, струя воздуха, ветерок.
1 Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска. – М.: Сфера», 2005
2 Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: Сфера, 2003
3 Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок. С.-Петербург, «Детство- пресс», 2000.
4 Мазурина А.Ф. Наблюдения и труд в природе. М., Просвещение, 1976.
5 Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., Просвещение, 2001.
6 Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. М., Просвещение,