1. Значение занятий в дошкольном образовании детей
2. Общая характеристика занятий
3. Первично-ознакомительный тип занятий
4. Характеристика углубленно-пзнавательного типа занятий
5. Обобщающий тип занятий
6. Комплексные занятия в экологическом воспитании дошкольников
Список использованных источников
1. Значение экологических занятий в дошкольном образовании
Систематическое обучение на занятиях – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей.
2. Общая характеристика экологических занятий в дошкольном учреждении
К.Д. Ушинский психологически обосновал и развил дидактические принципы обучения детей на занятиях, подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить серьезное учение от игры «нельзя учить детей играя, учение – это труд». Поэтому задачами дошкольного обучения, по мнению К.Д. Ушинского, является развитие умственных сил (развитие активного внимания и сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка к школе.
3. Первично-ознакомительный тип занятий
На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть опознаны через наблюдения [10, с. 62].
4. Характеристика углубленно-познавательного типа занятий
Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются.
5. Обобщающий тип занятий
На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.
Обобщения должны строится на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе.
6. Комплексные занятия в экологическом воспитании дошкольников
Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками [8, с. 125].
Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах.
1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2016/2017 учебному году от 22 июля 2016 г.
2. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З
3. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО, Аверсэв, 2013. – 416 с.
4. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – М.: Просвещение, 1972. – 126 с.
5. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. – М.: «Просвещение», 1980. – 369 с.
6. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ЧП Лакаценин С.С., 2006. – 128 с.
7. Ладутько, Л. Времена года: Занятия в детском саду / Л. Ладутько // Пралеска. – 2002. – №1. – С. 15-24, 29-35.
8. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средних и старших групп детского сада / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.
9. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1998 – 319 с.
10. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учеб. метод. пособие для воспитателей детского сада / Л.П. Молодова. – Минск: Асар, 1995. – 128 с.
11. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие / С.Н. Николаева. – М.: «Академия», 2005. – 336 с.
12. Нифадьева, Л.А. Познаем человека / Л.А. Нифадьева. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2000. – 42 с.
13. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие / Т.А. Серебрякова. – М.: «Академия», 2006 – 208 с.
14. Стреха, Е.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Стреха. – Нар. асвета, 2012.