1. Значение иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми
2. Требования к иллюстративно-наглядному материалу
3. Методика рассматривания картин
4. Учебный экран как метод ознакомления с природой
5. Демонстрация моделей. Виды моделей, используемых в экологическом образовании
Список использованных источников
1. Значение иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми
Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы [5, с. 21].
2. Требования к иллюстративно-наглядному материалу
При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника.
3. Методика рассматривания картин
В экологическом воспитании детей используются предметные, сюжетные и художественные картины. Картины помогают подробно, внимательно рассмотреть то или иное явление природы, более пристально сосредоточиться на тех явлениях, которые в естественных условиях часто уходят из поля зрения в силу их изменчивости, динамичности.
4. Учебный экран как метод ознакомления с природой
Диапозитивы, диафильмы, кинофильмы и телефильмы позволяют расширить объем научных знаний о природе, организовать активную познавательную деятельность детей, повысить интерес, а значит, обеспечить более успешное усвоение знаний. Учебные фильмы помогают показать дошкольникам природу в естественных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со средой, рост и развитие растений и животных. Аудиовизуальные средства ознакомления детей с природой оказывают влияние и на формирование элементов материалистического мировоззрения, так как показывают природу в развитии, а ее объекты — в связях и отношениях.
5. Демонстрация моделей. Виды моделей, используемых в экологическом образовании
Модели это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.
Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе [11, с. 6].
1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2016/2017 учебному году от 22 июля 2016 г.
2. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З
3. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО, Аверсэв, 2013. – 416 с.
4. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – М.: Просвещение, 1972. – 126 с.
5. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. – М.: «Просвещение», 1980. – 369 с.
6. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ЧП Лакаценин С.С., 2006. – 128 с.
7. Ладутько, Л. Времена года: Занятия в детском саду / Л. Ладутько // Пралеска. – 2002. – №1. – С. 15-24, 29-35.
8. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средних и старших групп детского сада / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.
9. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1998 – 319 с.
10. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учеб. метод. пособие для воспитателей детского сада / Л.П. Молодова. – Минск: Асар, 1995. – 128 с.
11. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие / С.Н. Николаева. – М.: «Академия», 2005. – 336 с.
12. Нифадьева, Л.А. Познаем человека / Л.А. Нифадьева. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2000. – 42 с.
13. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие / Т.А. Серебрякова. – М.: «Академия», 2006 – 208 с.
14. Стреха, Е.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Стреха. – Нар. асвета, 2012.