ВВЕДЕНИЕ
1. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни людей
2. Содержание работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством
3. Формы, методы и приемы ознакомления детей с изобразительным искусством
4. Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством (в форме игры)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению представляется вполне закономерным.
Народное искусство – это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.
1. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни людей
Декоративно-прикладное искусство – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т.д.). При обработке материалов (металл, дерево, стекло, керамика, стекло, текстиль и др.) используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т.д.[6, с. 12].
2. Содержание работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством
Общие задачи обучения дошкольников декоративному рисованию:
1. Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; желание знать искусство местного края, различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.).
3. Формы, методы и приемы ознакомления детей с изобразительным искусством
В дошкольном учреждении используются следующие формы обучения декоративно-прикладному искусству: фронтальные; групповые; индивидуальные.
Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов и т.п. Естественно, что делать это на фронтальном занятии не представляется возможным [3, с. 77].
4. Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством (в форме игры)
Гульня «Даміно»
Мэта гульні:
– развіваць цікавасць да нацыянальнага роспісу;
– вылучаць дэталі ўзору;
– развіваць увагу, вытрымку.
Падрыхтоўка да гульні: лісты неабходна разрэзаць па чорным лініях на карткі, якія складаюцца з 2 малюнкаў.
Ход гульні: у гульні могуць удзельнічаць ад 2 да 4 чалавек. Неабходна раздаць кожнаму гульцу па 3-4 карткі, а астатнія пакласці разам выявай ўніз. Першым пачынае гульню той, у каго абедзьве палавіны пустыя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, работа над изделиями декоративно-прикладного искусства является одним из активных средств эстетического и трудового воспитания дошкольников. Процесс труда по художественной обработке с его ритмом, темпом, игровым оформлением притягивает детей, способствует выявлению их способностей. Они приобретают умения самостоятельно работать, стремление создавать прекрасное. Результаты труда приносят детям творческое удовлетворение, оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие.
1. Ашиков, В. Дошкольное воспитание в новом веке / В. Ашиков// Дошкольное воспитание. – 2000. – № 1. – С. 8 – 11.
2. Вершинин, Н., Гербова О. Знакомство с ДПИ в процессе дидактических игр / Н. Вершинин, О. Гербова// Дошкольное воспитание. – 2004. – № 6. С. – 10 – 18.
3. Скоролупова, О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Мозаика-синтез, 2003. – 76 с.
4. Соломенникова, О. Ознакомление детей с народным ДПИ/ О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 9. – С. 45 – 57.
5. Соломенникова, О. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. 2-е издание исп. и доп./О. Соломеннкова. – М.: Мозаика-Синтез. 2005. – 122 с.
6. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного декоративно-прикладного искусства/ Т.Я. Шпикалова. – М.: Академия, 2006. – 112 с.
7. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
8. Ярыгина, Н. А. Декоративно – прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников/ Н. А. Ярыгина // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 4. – 19 – 29.