1. Значение конструирования в гармоническом развитии личности ребенка
2. Типы и виды конструирования в дошкольном учреждении образования
3. Формы организации обучения конструированию
4. Приемы и методы обучения конструктивной деятельности
5. Конспект комплексного занятия в средней группе по художественному конструированию из бумаги в стиле оригами и конструирование из природного и бросового материала
Список использованных источников
1. Значение конструирования в гармоническом развитии личности ребенка
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т. п.) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей [2, с. 56].
Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он
2. Типы и виды конструирования в дошкольном учреждении образования
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
– конструирование из строительных материалов;
– конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
– конструирование из природного материала.
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.
Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение [7, с. 49].
3. Формы организации обучения конструированию
Существуют 4 основные формы организации конструирования:
– занятия;
– работа вне занятий (самостоятельная конструктивная деятельность детей);
– индивидуальная работа с детьми и их родителями;
– кружковая работа.
Выделяют 2 типа занятий:
– занятия по замыслу педагога;
– занятия на тему, предложенную ребенком [5, с. 50].
Выделяют 3 формы организации занятий:
– комбинированное (состоит из нескольких частей, каждая имеет свою цель);
– комплексное (состоит из нескольких частей, связанных единой целью);
– интегрированное (одна и та же тема используется на разных занятиях).
4. Приемы и методы обучения конструктивной деятельности
К методам и приёмам, которые используются при обучении детей конструированию, используются:
– наблюдение натурального объекта;
– показ и анализ образца;
– объяснение последовательности и способов выполнения постройки;
– постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т.е. задач проблемного характера.
– анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции.
Данные методы можно применять в различных сочетаниях. Использование того или иного метода обучения обуславливается: во - первых, задачами обучения; во-вторых, опытом детей, их конструктивными умениями [3, с. 90].
5. Конспект комплексного занятия в средней группе по художественному конструированию из бумаги в стиле оригами и конструирование из природного и бросового материала
Тема: «Лето в деревне»
Программное содержание:
1. Повышать интерес к занятиям оригами.
2. Учить делать игрушки, складывая квадрат в разных направлениях.
3. Развивать творчество, фантазию, воспитывать любовь к Родине, деревне и ее обитателям.
4. Учить создавать коллективную картину, объединяя части общей композиции.
Материал: листы цветной бумаги, разноцветная самоклеющаяся пленка, фломастеры, гелиевые ручки, пооперационные карты, ножницы, клей, русские народные мелодии.
Предварительная работа:
– Рассматривание иллюстраций и беседы о домашних животных.
– Прочитать книгу Т.А. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»
– Наблюдение за повадками животных в быту, рассказы о любимых животных.
1. Гарловская, П.Ф. Обучение детей конструированию и ручному труду в малокомплектном детском саду: Книга для воспитателей детского сада./П.Ф. Гарловская. – М.: Просвещение, 1992. – 160 с.
2. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 1999. – 344 с.
3. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества /Т.Г. Казакова. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 255 с.
4. Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду /Л.В. Куцакова. – М.: Педагогика,1990. – 190 с.
5. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебн. пособие для учащихся пед. уч-щ /Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова; под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
6. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений /Л.А. Парамонова. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
7. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений / С. М. Вайтерман, А. С. Большев, Ю. Р. Силкин [и др.]; под ред. М. М. Безруких. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
8. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов / Н.М. Сокольникова. – СПб.: ТИТУЛ, 1996. – 177 с.