1. Воспитательно-образовательное значение труда в природе
2. Педагогические требования к организации труда в природе
3. Содержание труда в каждой возрастной группе и методика руководства им
4. Особенности занятий, связанных с трудом
5. Гигиенические требования организации труда в природе
План-конспект занятия «Труд детей в природе»
Список источников
1. Воспитательно-образовательное значение труда в природе
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и соответствует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.
2. Педагогические требования к организации труда в природе
Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.
Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: ухода за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.
3. Содержание труда в каждой возрастной группе и методика руководства им
Содержание труда и методика руководства им в младшей группе. Воспитанники младшей группы наблюдают за работой воспитателя группы, должны вместе с воспитателем поддерживать чистоту растений, рыхлить землю в цветочных горшках. Дети овладевают первоначальными умениями выращивать растения: помогают взрослым готовить землю для посадок на участке (разравнивают граблями перекопанную землю).
Большое место занимают индивидуальные поручения, они носят кратковременный характер. Дети могут выполнять поручения в течение 1 - 2 дней. Большое место занимают коллективные формы труда. Их в основном воспитатель использует, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способом посадки семян.
4. Особенности занятий, связанных с трудом
Формы организации труда в природе. Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.
Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности.
5. Гигиенические требования организации труда в природе
Для того чтобы труд не утомлял детей, а давал им радость и удовлетворение, нужно соблюдать гигиенические требования к организации труда в природе.
Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.
План-конспект занятия «Труд детей в природе» (старшая группа)
Программное содержание: организовать практическую деятельность детей в природе посредством ухода за комнатными растениями в уголке природы. Воспитывать у детей желание трудиться; продолжать учить ухаживать за комнатными растениями; развивать у детей наблюдательность и любознательность; воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
1. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – М. : Просвещение, 1989. – 180 с.
2. Воспитание дошкольников в труде / под ред. В.Г. Нечаевой. – М. : Просвещение, 1983. – 230 с.
3. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М. Марковская. – М. : Просвещение, 1989. –144 с.
4. Методика ознакомления с природой в детском саду / под ред. П.Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1992. – 220 с.
5. Мир природы и ребенок / под ред. Л.М. Маневцовой, П.П. Саморуковой. – СПб. : Акцидент, 1998. – 220 с.
6. Шишкина, В.А. В детский сад — за здоровьем : пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования / В.А. Шишкина. – Минск : Зорны верасень, 2006. – 184 с.