Введение
1 Значение игры для ознакомления дошкольников с природой. с готовым содержанием, правилами и творческие игры с естественным материалом (песок, вод, снег)
2 Роль дидактических и подвижных игр в ознакомлении детей с природой. Методика обучения природоведческим играм
3 Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании
4 Место различных групп игр в работе с детьми разного возраста, организация и проведение их
План-конспект
Список использованных источников
Введение
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
1 Значение игры для ознакомления дошкольников с природой. Игры с готовым содержанием, правилами и творческие игры. Игры с естественным материалом (песок, вод, снег)
В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр –игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.
Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр в ознакомлении детей с природой используют дидактические и подвижные игры.
В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
2 Роль дидактических и подвижных игр в ознакомлении детей с природой. Методика обучения природоведческим играм
Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: дидактические и подвижные. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.
Дидактические игры.
В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации.
3 Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании
Сюжетная игра – это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками.
В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Главное условие игры – наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении.
4 Место различных групп игр в работе с детьми разного возраста, организация и проведение их
Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами – подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). Центральное звено таких игр – правила – является главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.
Организация игр с правилами предполагает участие в них взрослого – особенно важна его роль на первых этапах, когда вводится новая игра и дети должны понять ее содержание и правила, а затем усвоить их, чтобы легко применять на практике. В игре взрослый выполняет две роли: равноправного с детьми участника и организатора. Взрослый является носителем игровых умений, поэтому беспрекословное и постоянное выполнение им правил – это главное условие организации и проведения таких игр.
План-конспект дидактической игры по экологии «Где капелька?».
Цели:
1 Учить детей различать признаки времен года.
2 Закреплять знания о различных состояниях воды, и знания о круговороте воды в природе.
Материал:
на каждого ребенка карточки с изображением весны, зимы, лета, осени;
открытки с изображением различного состояния воды: дождь, лужа, снег, лед, водопад, река, снегопад, снежинка, туча;
шапочки на голову каждому ребенку с изображением «капельки»;
шапочка «туча» для воспитателя.
Музыка Дождя на 3-5 минут.
Заключение
Игра – не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.
Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.
В младших группах игра обычно занимает все занятие, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут.
1 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.
2 Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М., 1980.
3 Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., 1981.
4 Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – М., 1996.
5 Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 1983. – №10. – С. 38-46.