1. Методы исследования в педагогике
2. Особенности воспитания детей первого года жизни
3. Приведите примеры биологических факторов, которые влияют на развитие личности ребенка
Список литературы
1. Методы исследования в педагогике
Метод исследования – путь познания и осознания наиболее общих и широко действующих законов действительности, объективной реальности [2, с. 265].
Методы исследования (в педагогике) – приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности [7, с. 89].
В зависимости от аспекта рассмотрения методы исследования в педагогике подразделяются на:
– общенаучные, собственно педагогические и методы других наук;
– констатирующие и преобразующие;
– эмпирические и теоретические;
– качественные и количественные;
– частные и общие;
– содержательные и формальные;
2. Особенности воспитания детей первого года жизни
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития [4, с. 15].
В первый год жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства.
Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание – дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание.
3. Приведите примеры биологических факторов, которые влияют на развитие личности ребенка
Фактор – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты [2, с. 389].
Под биологическими факторами понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу.
Из биологических факторов основное влияние оказывают генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности.
1. Асмолов, А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: учеб. пособие / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2010. – 197 с.
2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.
3. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. – М.: Академия, 1999. – 464 с.
4. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник./Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
5. Психология детства. Учебник / под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. – 368 с.
6. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-еизд., перераб./ Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
7. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Том II (М-Я) / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – 608 с.
8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. Пособие/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 237 с.