1. Охрана и развитие детского голоса. Обучение дошкольников выразительности речи
2. Развитие фонематического слуха дошкольников
3 Разработать план-конспект по обучению пересказу детей среднего дошкольного возраста
Список литературы
1. Охрана и развитие детского голоса. Обучение дошкольников выразительности речи
Голос – красивейший инструмент, созданный самой природой. Человек пользовался им с давних пор.
Общеизвестно, что ребёнок слышит голоса окружающего мира, находясь ещё в утробе матери. Но среди всех голосов он особенно отчетливо и чутко отличает её голос, его неповторимую окраску. Едва появившись на свет, ребёнок слышит голос матери, спокойно и ритмично поющий колыбельную песню.
Пение – наиболее естественное и спонтанное проявление музыки, так как чаще всего связано с текстом и может одновременно выражать мысли и эмоции. В то же время, это своеобразный духовой инструмент, посредством которого можно издавать певческий звук. Находящиеся в человеческой гортани голосовые складки колеблются (вибрируют) под напором воздушной струи, с силой выталкиваемой из легких. «Уметь петь – значит уметь правильно дышать», - говорил великий знаток возможностей человеческого голоса, выдающийся русский композитор М. И. Глинка [1, с. 23].
Ни для кого не секрет, что пение является самым доступным и распространённым видом исполнительства детей, в котором они могут активно проявить своё отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии детей.
2. Развитие фонематического слуха дошкольников
Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие [4, с. 36].
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова [4, с. 36].
Развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.
Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.
Нарушение фонематического восприятия приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом [4, с. 36].
3 Разработать план-конспект по обучению пересказу детей среднего дошкольного возраста
План-конспект по обучению пересказу детей среднего дошкольного возраста.
Программные задачи: Учить детей пересказывать сказку полно, последовательно, выразительно. Способствовать формированию развернутого связного высказывания.
Обеспечивать развитие познавательной и регулирующей функции речи. Совершенствовать грамматический строй речи. Работать над общими речевыми навыками (звукопроизношением, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи). Формировать возможность перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи, голоса, интонации.
Учить детей использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.
Оборудование. Цветная иллюстрация к сказке, плоскостные фигурки, объемные фигурки.
Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Медведь».
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М. : Просвещение, 1981. – 256 с.
3. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе / В.В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 72 с.
4. Дубинина, Д.Н. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста / Д.Н. Дубинина, Н.С. Старжинская. – Минск : БГПУ, 2014. –114 с.
5. Максаков, А.И. Развитие правильной речи в семье / А.И. Максаков. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 107 с.
6. Старжынская, Н.С. Методыка развіцця роднай мовы : вучэбны дапаможнік / Н.С. Старжынская, Дз.М. Дубініна. – Мінск : Вышэйшая школа, 2008. – 301 с.
7. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО; Аверсэв, 2014. – 416 с.
8. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М. : Владос, 2013. – 287 с.