ВВЕДЕНИЕ
1. ДЕКОРАТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ КАК ВИД ДЕКОРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ АППЛИКАЦИИ
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДЕКОРАТИВНОЙ АППЛИКАЦИИ
4. КОНСПЕКТ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ АППЛИКАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие дошкольной педагогики всегда предполагало изучение проблемы творчества. В настоящее время проблема развития творчества также остается недостаточно изученной и представленной в практике воспитания детей. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности дошкольника, источником чего является народное искусство.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
1. ДЕКОРАТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ КАК ВИД ДЕКОРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В дошкольном образовании изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
Аппликация - это один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании различных форм и закрепления их на материале, принятом за фон. Понятие аппликация включает в себя способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством по технике исполнения.
Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе аппликация, раскрывает возможности освоения знаний о цвете, конструкции предметов, их величине, структуре, композиции изображения, помогают усваивать навыки композиционного построения.
2. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ АППЛИКАЦИИ
Изображение в декоративной аппликации обладает большей условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения – рисунком, живописью. Для аппликации характерна обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используется локальный цвет без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается.
Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезание отдельных форм и прикрепление их к фону.
Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации – вырезанием (отдельных предметов, сюжетное вырезание, декоративное) и наклеиванием форм (декоративное – из геометрических и растительных форм и предметное – из отдельных частей или силуэтов). Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора.
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДЕКОРАТИВНОЙ АППЛИКАЦИИ
В освоении изобразительной деятельности можно выделить две формы: собственно изобразительное и художественное.
В первом случае целью занятия аппликацией является обучение детей созданию изображения.
Во втором случае надо говорить о создании дошкольниками результата, аналогичного художественному образу в произведениях искусств.
Сложность обучения детей приемам промазывания, наклеивания и вырезания форм резко снижает интерес детей к деятельности. В традиционных подходах обучения приемам вырезывания рекомендуется начинать лишь с 5-ого года жизни. На занятиях во второй младшей группе дети выкладывают, а потом наклеивают из готовых геометрических форм несложные узоры и предметы. На этом простом содержании решаются следующие программные задачи. Это научить различать и правильно называть форму (круг, квадрат, треугольник), располагать их на полосе, соблюдать ритм и симметрию, чередуя элементы по цвету, форме, размеру.
4. КОНСПЕКТ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ АППЛИКАЦИИ
Конспект по декоративной аппликации «Солнце светит нам в оконце».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
— Учить составлять декоративные пятиярусные композиции, в которых центральный широкий ярус симметрично обрамляется двумя узкими, из чувашских узоров;
— Учить путем чередования и повторения располагать элементы по цвету;
— Учить вырезать несколько одинаковых элементов для составления узора.
— Закреплять умение создавать образ — символ чувашского узора, из бумаги квадратной формы, сложенной вдвое, из бумаги прямоугольной формы сложенной пополам, а затем вдвое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, активное проявление детского творчества наблюдается на занятиях по декоративной аппликации, где ребенок, создавая сюжет, активизирует работу таких психических процессов, как воля, воображение, память, мышление и происходит развитие не только значимых изобразительных умений и навыков, но и творчества, изобразительных способностей ребенка. Декоративная аппликация - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Для того чтобы полноценно развивать творчество, необходимо наполнять ребенка новыми зрительными и чувственными впечатлениями, которые помогут ему разнообразить и обогатить сюжеты рисунков, проводить индивидуальную работу для лучшего усвоения знаний.
1. Аппликация : перспективно-тематическое планирование специально организованной деятельности детей дошкольного возраста / С.Г.Толкачёва и др. – Минск : Новое знание, 2010.- 121 с.
2. Горунович, Л.Б., Братская Т.Б. Пути развития детского изобразительного творчества. Методические рекомендации к программе «Пралеска». - Минск, 1996. – 142 с.
3. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М. : Академия, 1997. - 272 с.
4. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников : методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2006. - 192с.
5. Казакова, Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности : книга для воспитателей детского сада и родителей. - М. : Просвещение, 2006. - 159 с.
6. Учебная программа дошкольного образования. Учебное издание.- Минск : Национальный институт образования, 2012. – 38 с.