ВВЕДЕНИЕ
1 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и роль материально-технической базы торговли
1.2 Методика экономического анализа состояния, развития и эффективности использования материально-технической базы торговли
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ЛОЕВСКОГО РАЙПО
2.1 Краткая социально-экономическая характеристика деятельности Лоевского райпо
1.2 Анализ состояния и развития материально-технической базы Лоевского райпо
2.3 Анализ эффективности использования материально-технической базы Лоевского райпо
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ЛОЕВСКОГО РАЙПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современных экономических условиях одним из факторов повышения эффективности финансово-экономической деятельности любой торговой организации является рациональное использование ее материально-технической базы. Белкоопсоюз, как ответственная организация участвует в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 31 января 2017 г. № 31. В рамках данной Государственной программы реализуются инновационные проекты по созданию новых организаций и важнейших производств, организации новых производств в действующих организациях, а также модернизации действующих производств на основе внедрения новых и высоких технологий.
1 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и роль материально-технической базы торговли
Торговля – отрасль народного хозяйства, выполняющая определенные социальные и экономические функции, направленные на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. Т.е., в процессе своей деятельности она осуществляет круг хозяйственных операций. Для осуществления своей хозяйственной деятельности организации сферы обслуживания должны располагать определенной массой разнообразных средств труда.
Средства труда – совокупность вещей, при помощи которых человек воздействует на предметы труда. К средствам труда относятся здания, сооружения, машины, оборудование, передаточные устройства, транспортные средства, инструмент, различные приспособления и др.
Совокупность средств труда, функционирующих в торговле, в их натурально-вещественной форме составляют ее материально-техническую базу.
В торговле, в процессе товарного обращения используются здания и сооружения, оборудование и инвентарь. Эти вещественные элементы относятся к основным фондам.
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ЛОЕВСКОГО РАЙПО
2.1 Краткая социально-экономическая характеристика деятельности Лоевского райпо
Лоевское районное потребительское общество создано в 1933 году в соответствии с решением Собрания уполномоченных по территориальному признаку на основе объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности, в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов и прошло перерегистрацию в 2004 году решением Лоевского райисполкома № 161 от 07 апреля 2004 года.
Общество на добровольной основе входит в Гомельский областной потребительский союз и Белорусский республиканский союз потребительских обществе с сохранением полной хозяйственной самостоятельности и статуса юридического лица.
Общество осуществляет следующие виды деятельности:
– торгово-закупочная и посредническая деятельность;
– организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
– оказание платных услуг населению
– экспортно-импортные операции, иная внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим законодательством;
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ЛОЕВСКОГО РАЙПО
Пути повышения эффективности использования материально-технической торговли Лоевского райпо могут быть сгруппированы в двух основных направлениях: экстенсивном и интенсивном.
Экстенсивный путь предусматривает увеличение объема товарооборота главным образом за счет расширения торговых площадей, строительства новых объектов торговли. Этот путь ограничен размерами капитальных вложений, снижает эффективность хозяйственной деятельности. Поэтому целевые программы направлены на достижение интенсивного пути развития потребительской кооперации и представляют собой совершенствование торгового обслуживания населения на основе массового внедрения в торговлю современных достижений науки и техники, управления и организации, а также передового опыта. К числу задач комплексной рационализации относится качественное совершенствование и повышение эффективности использования материально-технической базы. Осуществление мероприятий по комплексной рационализации призвано обеспечить прирост мощностей за счет их реконструкции, технического перевооружения, проведения других мер по улучшению использования действующих основных средств; улучшение размещения, рациональную типизацию и специализацию торговых единиц; повышение уровня использования производственных мощностей; более тесную увязку развития материально-технической базы с решением задач социального преобразования и благоустройства села.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев значение, сущность, роль основных средств, а также показатели движения и эффективности их использования можно, сделать вывод о том, что основные средства представляют собой материально-вещественные ценности, многократно используемые в торгово-технологическом процессе и постепенно (частями) переносящие свою стоимость на цену товара через расходы на реализацию товаров в виде амортизационных отчислений. Роль основных средств состоит в том, что они обеспечивают осуществление операций торгово-технологического процесса, создают необходимые условия для сохранения товарно-материальных ценностей, способствуют росту основных экономических и финансовых показателей торговли и т.п. Основными показателями движения основных средств являются коэффициент годности, коэффициент износа, коэффициенты выбытия и обновления и др. Эффективность использования основных средств характеризуется такими показателями, как фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, рентабельность и доходность основных средств и прочие.
1. Ванкевич, В. Порядок начисления амортизации основных средств / В. Ванкевич // Нац. экон. газ. – 2004. – 09 января (№ 1). – С.27-29.
2. Ермолович, Л. Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Л. Л. Ермолович [и др.]; под ред. Л. Л. Ермолович. – Мн.: Интерпресссервис; Экоперспектива, 2001. – 576 с.
3. Кейлер, В. А. Экономика предприятия: курс лекций / В. А. Кейлер. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 132 с.
4. Косач, О.Ф. Пути повышения эффективности использования основных средств торгового предприятия / О.Ф. Косач // Бух. учет и анализ. – 2001. – № 6. – С.21-24.
5. Кругликова, А.И. Оценка эффективности использования основных средств на торговых предприятиях РБ / А.И. Кругликова // Экономика. упр. право. – 2004. – № 3. – С8-12.
6. Макарева, В. И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации / В. И. Макарева, Л. В. Андреева. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 264 с.
7. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. для вузов / Г.В.Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 425 с.
8. Сергеев, И. В. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / И.В.Сергеев. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 304 с.
9. Черва, А. В каком состоянии основные средства РБ? / А. Черва // Финансовый директор. – 2005. – № 6. – с. 8-13.
10. Чернышева, Ю. Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / Ю. Г. Чернышева, Э. А. Чернышев. – М.: ИКТ «Март», 2003. – 304 с.
11. Основные показатели хозяйственно- финансовой деятельности ПК РБ за 2003 – 2004г. – Мн.: БКС, 2004г.
12. Фридман, А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 624 с.
13. Экономика предприятий торговли: учеб.пособие / Н.В. Максименко [и др.]; под общ.ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. – Мн.: Высш. Шк., 2005. – 542 с.
14. Экономика предприятий торговли и общепита: учеб.пособие /кол. авторов; под общ.ред. Т.И. Николаевой и Н.Р. Егоровой. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС., 2008. – 400 с
15. Экономика торгового предприятия:Торговое дело: учебник /под ред. Л.А. Брагина – М.: ИНФРА-М., 2006. – 314 с
16. Экономика предприятий торговли и общепита: учеб.пособие /кол. авторов; под общ.ред. Т.И. Николаевой и Н.Р. Егоровой. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС., 2008. – 400 с