1. Возрастная периодизация по ведущему виду деятельности
2. Психологические механизмы формирования интереса к элементарной трудовой деятельности у детей дошкольного возраста
3. Формы общения в дошкольном возрасте
Список литературы
1 Возрастная периодизация по ведущему виду деятельности
Советский российский психолог Д. Б. Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное российским, советским психологом A.Н. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме. Ведущая деятельность – это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени, а главная деятельность по ее значению для психического развития.
2. Психологические механизмы формирования интереса к элементарной трудовой деятельности у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте необходимо сформировать психологические предпосылки будущей трудовой деятельности. Такими предпосылками являются:
а) умение действовать целесообразно, в соответствии с обстоятельствами и требованиями других людей;
б) развитие произвольных движений руки, согласованных с некоторыми физическими и функциональными особенностями предметов, используемых;
в) способность ранее представлять результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения;
г) различные двигательные навыки [7, с. 77].
3. Формы общения в дошкольном возрасте
Учёные выделяют формы общения дошкольника со взрослыми и формы общения ребёнка со сверстниками.
М. И. Лисиной выделены две формы общения со взрослыми в дошкольном возрасте: внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.
Внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми складывается в первой половине дошкольного возраста (3-4 года). Она связана не с практическим сотрудничеством со взрослым, а с теоретическим. Дошкольники начинают задавать взрослым большое количество вопросов, что обусловлено их возрастающими познавательными потребностями. Своими вопросами «почему?», «зачем?», «как?» дошкольники стремятся выявить различные стороны явлений, установить связи между ними [3, с. 67].
1. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. – М.: Академия», 1999. – 464 с.
2. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя /Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.
3. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения/ М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 189 с.
4. Лисина, М.И. Развитие общения со сверстниками [Текст]/М.И. Лисина// Дошкольное воспитание. – 2009. – № 3. – с. 19 –26.
5. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник./Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
6. Психология детства. Учебник / под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. – 368 с.
7. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-еизд., перераб./Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
8. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студентов средних учебных заведений.- 6-е издание, перераб. и доп. / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – 368 с.
9. Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360 с.