1 Значение упражнений с мячом.
2 Овладение мячом, подготовка к спортивным играм
3 Упражнения с мячом в разных возрастных играх
4 Методика обучения упражнениям с мячом
5 Игры с мячом
6 Использование мяча в повседневной жизни детей конкретной группы
Список литературы
1 Значение упражнений с мячом
Игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития ребенка.
Упражнения и игры с мячом развивают координацию движений, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Игры благотворно влияют на работоспособность ребенка, а игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы.
2 Овладение мячом – подготовка детей к спортивным играм
У детей одной возрастной категории сегодня часто отличаются паспортные и физиологические возраста. Естественно, отличается и уровень развития, и степень эмоциональной и психологической готовности к началу учебы. Однако, отличаясь друг от друга, современные дети обладают рядом общих для них качеств. Во-первых – это бессистемная информированность практически по любым вопросам. Сегодня через всевозможные источники дети практически насильно загружаются информацией. Стоит отметить, что информация носит часто противоречивый характер, что вызывает у детей состояние тревожности и неуверенности или равнодушия.
3 Упражнения с мячом в разных возрастных играх
Катание мяча дети четвертого года жизни выполняют более уверенно, точнее соблюдают направление. Поэтому они чаще катают мяч друг другу и выполняют это в положении сидя или стоя. Воспитатель должен составить пары детей так, чтобы упражнение было наиболее эффективным. Удачным оказывается сочетание уверенно катающего ребенка с тем, кто еще плохо выполняет задание, не может точно послать мяч в нужном направлении. Если у обоих детей плохие навыки в прокатывании мяча, то они быстро теряют интерес к упражнению. Воспитатель должен своевременно усложнить задание, например, увеличить расстояние между играющими,. поставить между ними дугу или воротики из кубиков.
4 Методика обучения упражнениям с мячом
Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет должен постоянно находиться в свободном распоряжении детей. Воспитатель показывает, что с мячом можно выполнять разнообразные действия, помогает ребятам приобрести собственный двигательный опыт, умение обращаться с мячом: держать его в двух или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать.
Детей третьего года жизни воспитатель объединяет уже в подгруппы по трое-пятеро и играет с ними. Небольшие игровые подгруппы дают возможность педагогу активизировать всех детей, уделить каждому необходимое внимание с учетом его индивидуальных двигательных умений. Воспитатель чаще играет с вновь поступившим ребенком, не имеющим навыка действий с мячом.
5 Игры с мячом
Особое место среди подвижных и спортивных игр занимают игры с мячом. Игры с мячом активно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка.
1) Игры с ловлей и передачей мяча для младших дошкольников
«Играй, играй, мяч не теряй». Дети произвольно располагаются на площадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору. После сигнала воспитателя все быстро поднимают мячи вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает тот, кто не имеет штрафных очков.
Перед началом игры воспитатель напоминает детям движения с мячом, которые они могут выполнять. Например, бросать мяч вверх, вниз, в корзину, перебрасывать мяч друг другу, отбивать мяч на месте правой (левой) рукой и т. д.
6 Использование мяча в повседневной жизни детей конкретной группы
Игры с мячом проводятся весной, летом, осенью во время прогулок. Продолжительность их 15-20 минут. Целесообразно сочетать игры на прогулке с занятиями по физической культуре. Если занятия проводятся с утра, то игры с мячом лучше организовать во время прогулки после дневного сна и наоборот. Нецелесообразно сразу после окончания занятий: рисованием, математикой, родным языком и др. – проводить обучение элементам баскетбола во время прогулки.
1. Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
2. Фролов, В.Г., Юрко, Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста / В.Г. Фролов, Г.П. Юрко. – М.: Просвещение, 2003. – 180 с.
3. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1978. – 272 с.
4. Шишкина, В.А. Двигательное развитие дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. Образования / В.А. Шишкина. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 133 с.
5 Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. Образования /В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 88 с.