1 Музыкальное восприятие как вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Значение, цели, задачи и формы слушания музыки
2 Содержание программы и методика работы по слушанию музыки
в разных возрастных группах
3 Беседа о музыкальном произведении. П. И. Чайковский. «Вальс цветов»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Музыкальное восприятие как вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Значение, цели, задачи и формы слушания музыки
Восприятие всегда тесно связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует. Воспринять какой-либо объект или предмет - это значит отнести его к какому-то определенному классу, как правило, более общему, чем данный единичный предмет. Поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса. Это дало американскому психологу Дж. Брунеру определить восприятие, как процесс категоризации, в ходе которого организм осуществляет логический вывод, отнеся сигналы к определенной категории [1, с.127].
У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворения множества потребностей. Это было доказано в работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор.
2 Содержание программы и методика работы по слушанию музыки в разных возрастных группах
Нормативным документом (правовым актом), регулирующим формы и методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста является учебная программа дошкольного образования, утвержденная постановлением Министерством образования Республики Беларусь от 27.11.2012 № 133.
Этот документ разработан на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании и включает в себя стандарты дошкольного образования: содержание занятий, время, отведенное на изучение тем, виды деятельности, рекомендуемые формы обучения и воспитания.
Также этот документ предполагает дифференцированный подход к детям согласно возрастным группам.
Проследим восприятие музыки ребенком в разные годы жизни.
На втором году жизни у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера (например, колыбельной).
3 Беседа о музыкальном произведении. П. И. Чайковский «Вальс цветов»
Задачи музыкального развития:
• учить вслушиваться в музыку, понимать ее характер, содержание.
• развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
• формировать творческое воображение, представляя художественный образ, который заключается в музыкальном произведении.
• воспитывать любовь и интерес к музыке отечественных и зарубежных композиторов, классической, народной и современной музыке.
• учить детей отзываться, высказываться о музыке, формировать словарь терминов.
• педагог обязан формировать музыкальный – эстетический вкус.
Перед проведением беседы воспитатель готовит наглядный материал с изображением цветов (гербарии, различные аппликации, картины, искусственные, бумажные цветы, затем рассаживает детей по местам, и начинает беседу.
Вводная часть:
Воспитатель: Здравствуйте дорогие детки, сегодня к нам в гости пришли цветочки, посмотрите какие они красивые, тут и розочки и тюльпаны и
1. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова – М.: Музыка, 1980 – 256 с.
2. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Г.Гогоберидзе — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
3. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки.-- Л.: ЛГПИ, 1989 - 156 с.
4. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки.- М.: «Музыка», 1923.-125 с.
5. Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. // Вопросы психолгии.-1988- № 4.- 155-160 с.
6. Бечак Б.А. Воспитание искусством.- М.: Просвещение, 1981. – 280 с.
7. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. -Л.: Издательство ЛГУ, 1964. - 194 с.
8. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. -М.: 1991, 50 с.
9. Ветлугина Н.А.Музыкальное воспитание в детском саду. – М.:Просвещение, 1981.-240с.
10. Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989-270с.