Введение
1 Охарактеризуйте понятия «эстетическое воспитание», «содержание эстетического воспитания»
2 Назовите фамилии исследователей изучающих эстетическое воспитание. Раскройте их основные идеи
3 Раскройте содержание эстетического воспитания на современном этапе. Сделайте сравнительный анализ по программам воспитания и обучения детей
4 Проведите анализ содержания эстетического воспитания дошкольников в образовательных программах для детского сада («Учебная программа дошкольного образования», «Очарование», «Гармония»).
Выводы
Список использованных источников
Введение
Системный подход к воспитанию, как методологическая основа развития личности, позволяет рассматривать эстетическое воспитание в качестве одного из компонентов в структуре целостной личности.
Эстетическое воспитание, по определению Б.Г. Лихачева, ‒ это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать на этой основе художественные ценности.
1 Охарактеризуйте понятия «эстетическое воспитание», «содержание эстетического воспитания»
Эстетическое воспитание – одна из важных и необходимых сторон воспитания, поскольку обращено прежде всего к душе человека, его чувствам, эмоциям [6, с. 58].
Слово «эстетический» происходит от греческого «эстезис» – чувство, ощущение. Чувства выступают как важнейшая сфера личностного проявления человека и его творческой жизнедеятельности. Свое эмоциональное отношение к окружающему миру люди выражают в слове, рисунке, линии, цвете, звуке, пластике. Отсюда и различные виды искусства, составившие предмет исследования эстетики – науки о прекрасном.
2 Назовите фамилии исследователей, изучающих эстетическое воспитание. Раскройте их основные идеи
В педагогических исследованиях понятие эстетического воспитания осуществляется с разных позиций. Первую позицию занимают авторы, которые в содержание понятия «эстетическое воспитание» вкладывают личностный аспект, отражающий нацеленность данного процесса на развитие личностных качеств (В.Н. Шацкая, Н.В. Савин и др.).
Так, В.Н. Шацкой и Н.В. Савиным дано такое определение эстетического воспитания – воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать красоту в окружающей действительности, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства [18, c. 6].
Вторую позицию занимают ученые, рассматривающие данный процесс с позиций не только личностного, но и деятельностного подходов, то есть отображают его нацеленность на развитие эстетической деятельности (Н.И. Болдырев, А.И. Буров, Д.Б. Лихачев и др.):
3 Раскройте содержание эстетического воспитания на современном этапе. Сделайте сравнительный анализ по программам воспитания и обучения детей
Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
4 Проведите анализ содержания эстетического воспитания дошкольников в образовательных программах для детского сада («Учебная программа дошкольного образования», «Очарование», «Гармония»)
Результаты анализа отразите в таблице 1. Для анализа целесообразно выбрать разделы образовательной программы, посвященные приобщению детей к художественной деятельности («Учебная программа дошкольного воспитания», «Очарование» и др.). Результаты анализа отразите в таблице 1.
Выводы
В нашей работе были рассмотрены особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста. В заключении можно сделать следующие выводы:
Вся система эстетического воспитания направлена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путём решения следующих задач: овладения ребёнком знаниями о художественно-эстетической культуре, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
1. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства [Текст] / П.Г. Богатырев – М.: Искусство, 1971.
2. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – Гриф УМО – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
3. Дошкольная педагогика / Авторы-составители О.В. Солнцева, Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт. – СПб, 2005. – 125 с.
4. Каган, М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике [Текст] / М.С. Каган. – Л.: Изд-во Лен-кого ун-та, 1971.
5. Канцедикас, А.С. Народное искусство [Текст] / А.С. Канцедикас. – М.: Знание, 1975.
6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2002.
7. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр.; Гриф МО. – М.: Академия, 2006. – 415 с.
8. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова. – Мозаика-Синтез, 2005.
9. Комарова, Т.С. Эстетическая развивающая среда / Т.С. Комарова, О.Ю. Филипс. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
10. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей [Текст] / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
11. Крысько, В.Г. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2004.
12. Пантелеев, Г.Н. Декоративное искусство – детям [Текст]: Пособие для воспитателя ст. групп дет. сада / Г.Н. Пантелеев. – М.: Просвещение, 1976.
13. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст]: учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования / К.К. Платонов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Высш. шк.», 1984.
14. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена с позиции гуманистической педагогики.
15. Программа художественно – эстетического воспитания и развития детей в детском саду «Творчество» А.И. Смоляр, П.П. Барынкина – результат экспериментальной работы проводившейся коллективом преподавателей СГПУ.
16. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой является проработанным и дополненным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» напечатанной в 1985 году.
17. Радугина, А.Л. Эстетика [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. А.Л. Радугина. – М.: Центр, 1998.
18. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду [Текст] / А.П. Усова. – М., Просвещение, 1999.
19. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1985. – С. 5-30, 189-205.