1 Основные направления развития воли в дошкольном возрасте
2 Развитие основных компонентов волевого действия
3 Развитие волевых качеств у дошкольников
4 Возможные отклонения в развитии волевой сферы и пути их коррекции
Список использованных источников
1. Основные направления развития воли в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. Важнейшая задача раннего детства – постижение сути предметного мира. Взрослый уже интересен как «пользователь предметами», тот, кто поможет овладеть человеческими способами употребления вещей. Кризис первого года заложил основы формирования воли ребёнка, но ей ещё предстоит вызреть [6, с. 12].
2. Развитие основных компонентов волевого действия
В структуру сложившегося волевого действия включают осознанный, мотивированный выбор цели, принятие решения, планирование, исполнение намеченного, совершение усилий в процессе преодоления препятствий, оценку полученных результатов. В дошкольном возрасте происходит оформление волевого действия в его основных структурных элементах.
В.С. Мухина говорит о том, что «в становлении волевых действий дошкольников выделяют следующие этапы: развитие целенаправленности действий, установление отношения цели действий к их мотиву, возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий» [4, с. 218].
3. Развитие волевых качеств у дошкольников
Поскольку игровая активность является основной у дошкольников исполнение ребенком какой-нибудь игровой роли является сильным стимулирующим волевое усилие фактором.
Т.О. Гиневская показала, что если ребенку предложить прыгнуть до черты на полу, то длина прыжка оказывается значительно меньшей, чем тогда, когда тот же прыжок ребенок выполняет, изображая зайку попрыгунчика или прыгуна-спортсмена.
4. Возможные отклонения в развитии волевой сферы и пути их коррекции
Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы. В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других – робость, застенчивость, заторможенность [4, с. 98].
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович – СПб: Питер, 2008. – 400 с.
2. Волков, Б.С. Детская психология: от рождения до школы 4–е издание, переработанное. / Б.С. Волков, Н.М. Волкова – СПб: Питер, 2009. – 342 с.
3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2003. – 512 с.
4. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина // 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
5. Психологический словарь: термины и понятия общей психологии, социальной, возрастной и педагогической психологии и другое / В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский. – М.: Педагогика, 1993. – 448 с.
6. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности у детей дошкольного возраста. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
7. Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. – М.: Дрофа, 2006. – 270 с.
8. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000. – 304 с.
9. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб .пособие для студентов вузов, обуч-ся по напр. и спец. Психологии / Д.Б. Эльконин – М.: Академия, 2008. – 384 с.