1. Что такое память? Теории и законы памяти
2. Виды памяти
3. Нарушения памяти; эффект Зейгарник
4. Индивидуальные особенности памяти
5. Факторы, пути и способы улучшения и развития памяти
1. Что такое память? Теории и законы памяти
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. В широком смысле Р.С. Немов определяет память как «способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта» [1, с. 218].
2. Виды памяти
Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Выделяют несколько классификаций по преобладающему признаку.
По преобладающему анализатору в процессах запоминания, сохранения, воспроизведения (Р.С. Немов): двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, эмоциональная и др.
3. Нарушения памяти; эффект Зейгарник
Кроме эмоционального характера впечатления значимую роль в памяти может играть общее состояние личности на данный момент, ее физическое состояние. Взаимосвязь памяти с физическим состоянием иллюстрируют случаи, когда наблюдалось болезненное нарушение памяти – амнезии различного рода. Амнезия — это «нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания» [2, с. 280].
4. Индивидуальные особенности памяти
Память может различаться по количественным характеристикам: скорость, длительность, точность, прочность, объем запоминания.
Качественные отличия относятся к отдельным видам памяти (двигательная, зрительная, слуховая и т.д.), а также к их способу функционирования.
5. Факторы, пути и способы улучшения памяти
В запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекодированию его, в том числе такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение [1, с. 239 – 240].
Повышению продуктивности запоминания способствует связывание его с основной целью деятельности.
1. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.
2. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – Спб.: «Питер», 2008.
3. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., «Академия», 1999.
4. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии. – Спб., «Питер», 2006.
5. Веин А.М., Каменецкая, Б.И. Память человека. – М., «НАУКА», 1973.