1. Сущность процесса адаптации. Понятие «биологическая» и «социальная» адаптация
2. Степени адаптации ребенка к условиям учреждения дошкольного образования, ее показатели
3. Особенности организации жизни и воспитания детей в период адаптации
Список использованных источников
1. Сущность процесса адаптации. Понятие «биологическая» и «социальная» адаптация
Проблема адаптации одна из самых фундаментальных междисциплинарных научных проблем, которая изучается как на педагогическом, психологическом, так и на социально-экономическом, медико-биологическом и других уровнях. Это подтверждается данными Г.И. Царегородского, который объективно относит это понятие к общенаучным. Оно зарождается «... в точках соприкосновения разных наук с последующей экстраполяции на многие сферы естественно-биологических дисциплин и, возможно, даже на класс особых кибернетических систем.
2. Степени адаптации ребенка к условиям учреждения дошкольного образования, ее показатели
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: легкую (1-16 дней), среднюю (16-32), тяжелую (32-64 дня).
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. На строение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые.
3. Особенности организации жизни и воспитания детей в период адаптации
Первичный прием ребенка в ДОУ должен проводиться педиатром, психологом и педагогом-воспитателем учреждения. При этом уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и поведения ребенка, назначаются необходимые медико-педагогические мероприятия. Целесообразно оформление стенда «Облегчение адаптации ребенка к ДОУ», создание индивидуальных памяток для родителей.
1. Бондаренко, В.А. Социальная адаптация личности: понятие и сущность / А.В. Бондаренко // [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=976 – Дата доступа: 07.11.2017.
2. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка
А.И. Баркан. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.
3. Ватутина, Н.В. Ребенок поступает в детский сад / Под ред. Каплан Л.Н. – М.,1983.
4. Гринева, И.А., Жомир, М.Ю. Первый раз в детский сад / И.А. Гринева, М.Ю. Жомир. – Воронеж, 2007. – 6 с.
5. Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г., часть вторая, М.: «Просвещение», 1988.
6. Жданова, Л.А. и др. Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к образовательным учреждениям / Л.А Жданова, Т.В. Русова, А.В Сорокина, Е.В. Селезнева. – Иваново, 2000. – 52 с.
7. Зуева, Л.Н., Шевцова, Е.Е. Настольная книга логопеда: справочно-методическое пособие / Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 400 с.
8. Ильина, И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие И.С. Ильина. – М, 2008.
9. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Т.В. Костяк. – М, 2008. – 176 с.
10. Микляева, Ю.В., Сидоренко, В.Н. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. — М.: / Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 80 с.
11. Овсепян, К.Р. Я иду в детский сад (проблемы адаптации) / К.Р. Овсепян. Издательский дом «Карапуз», 2002. – 27 с.
12. Трофимова О.В., Волкова Т.М., Галка Н.А. Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий / О.В. Трофимова, Т.М. Волкова, Н.А. Галка // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 139-142.