1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
1.1 Экономическая сущность и значение показателя рентабельности
1.2 Система показателей рентабельности: виды, методика расчета
1.3 Моделирование и факторный анализ рентабельности
2 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ УП СМОРГОНСКИЙ КХП
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия УП Сморгонский КХП
2.2 Факторный анализ показателей рентабельности УПП «Сморгонский комбинат хлебопродуктов»
2.3 Пути повышения рентабельности в УПП «Сморгонский комбинат хлебопродуктов»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).
Значение рентабельности у предприятий-конкурентов позволит предприятию ответить на вопросы о том, сможет ли оно получить прибыль на данном рынке при данной себестоимости продукции. Среднеотраслевые показатели рентабельности дают информацию о том, какой уровень рентабельности желательно планировать на предприятие, стоит ли входить в данную отрасль и т.д.
Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.
Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
1.1 Экономическая сущность и значение показателя рентабельности
Одной из основных целей любой организации, работающей в условиях рыночной экономики, является прибыль. Но наличие прибыли еще не означает, что организация работает эффективно, абсолютный показатель прибыли не может дать ответ на вопрос насколько эффективно организация реализует свою продукцию, использует вложенный капитал, управляет своими оборотными средствами и т.д., поэтому в целях финансового и экономического анализа используются система относительных экономических показателей рентабельности.
Рентабельность показатель экономической эффективности производства, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.
2 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ УП СМОРГОНСКИЙ КХП
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия УП Сморгонский КХП
Приказом Министерства заготовок БССР №139 от 22 июля 1971 года и приказом по Гродненскому Областному управлению хлебопродуктов №57 от 03 августа 1971 года Сморгонское хлебоприемное предприятие и Сморгонский строящийся комбикормовый завод объединены в единое предприятие под названием Сморгонский комбикормовый завод.
С 1971 по 1974 годы ведется строительство комбикормового завода с целью производства комбикормов для всех видов сельскохозяйственных животных, птицы, рыб проектной мощностью 300 тонн в сутки. Разработчик проекта - институт «Промзернопроект».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе были проанализированы такие показатели рентабельности как рентабельность продукции и рентабельность продаж.
Целью анализа показателя рентабельности производственной деятельности на предприятии являлось определение значения данного показателя и выявление факторов, влияющих на его формирование, а также определение мероприятий по повышению рентабельности.
Исходя из проведенного анализа рентабельности видно, что показатели рентабельности продаж и продукции в 2016 году по сравнению с 2015 годом выросли на 4,3% и 5,7% соответственно. Данный факт был вызван тем, что показатель прибыли от реализации, прямо влияющий на рассчитанные показатели рентабельности, вырос в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 1711 тыс.руб. В свою очередь, себестоимость реализованной продукции, обратно пропорционально влияющая на показатель рентабельности, увеличилась на 468 тыс.руб..
Показатель рентабельности продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с 1 рубля реализованной продукции. На основании этих показателей осуществляется оценка эффективности управления предприятием, т.е. его способность получать прибыль от своей основной деятельности. Однако данный показатель является достаточно проблематичным, поскольку существует множество алгоритмов его расчета. Это не дает, в свою очередь, правильно оценить данный показатель.
Анализ данного показателя в УПП «Сморгонский комбинат хлебопродуктов» показал, что рентабельность продаж в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась с 11% до 15,3%. Это стало следствием того, что в 2016 году значительно выросла выручка от реализации - с 32169 тыс.руб. в 2015 году до 34348 тыс.руб. в 2016 году. В целях повышения показателя рентабельности предприятию необходимо проанализировать
1. Баканов, М.И., Мельник, М.В., Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа. Учебник. / М. И. Баканова. — 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Статистика, 2005, — 536 с: ил.
2. Балабанов, И.Т. Основы анализа хозяйственной деятельности предприятия. / И.Т.Балабанов - М.: Финансы и статистика, 2003 - 246 с.
3. Басовский, Л.Е. Теория экономического анализа: учеб. пособие / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 222 с.
4. Бланк, И. А. Финансовый менеджмент: учебный курс / И.А. Бланк.- Изд. 2-е, перераб. и доп.- Киев: Эльга: Ника-Центр, 2009. – Книга - 656 с.
5. Волчек, А. Анализ финансового состояния коммерческой организации /А. Волчек // Налоговый вестник. - 2011 .- № 15.- С.27-36
6. Гаврилова, А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебник / А.Н. Гаврилова, АЛ. Попов. — 3-е изл, перераб. и доп. — М : КНОРУС, 2007. — 608 с.
7. Елисеева, Т. П. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Т.П. Елисеева. - Минск : Современная школа, 2009. - 944 с.
8. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности.- М.: Финансы и статистика, 2015.- 316 с.
9. Литвин М.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия. -М.: Финансы и статистика, 2004.- 327 с.
10. Пузанкевич, О. А. Оценка результативности деятельности предприятий /О.А. Пузанкевич // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага універсітэта.- 2013 .- № 1.- С.78-84
11. Протасов, В.Ф. Анализ деятельности предприятия. / В.Ф.Протасов – М.: Финансы и статистика, 2003. - 434с.
12. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 5-е изд., прераб. и доп. / Г. В. Савицкая. – Москва: Инфра-М, 2009. – 536 с.
13. Стражев, В.И. Теория анализа хозяйственной деятельности. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 144 с.
14. Уласевич, Ю. М. Методический инструментарий для оценки финансового состояния субъекта хозяйствования/Ю.М. Уласевич // Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага універсітэта.- 2015 .- № 6.- С.102-109.
15. Уласевич, Ю. М.Сущность финансовой устойчивости субъекта хозяйствования/Ю.М. Уласевич // Бухгалтерский учет и анализ.- 2013 .- № 6.- С.44-55
16. Шеремет, А. Д., Сайфулин, Р. С, Негашев, Е. В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2001. - 208 с.