Введение
1 Теоретическая часть
1.1 Охарактеризуйте понятие «сюжетно-ролевая игра»
1.2 Назовите фамилии исследователей проблемы по руководству сюжетно-ролевой игрой. Раскройте их основные идеи
1.3 Раскройте традиционные и нетрадиционные методы руководства сюжетно-ролевой игрой. Дайте сравнительный анализ
2 Практическая часть
2.1 Диагностика игровой деятельности детей
2.2 Последовательность действий по проектированию и организации сюжетно-ролевой игры
2.3 Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников
2.4 Обзор статей из журнала «Пралеска» за последние 5-8 лет по проблеме педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
Введение
Игра в своей структурной организации строится так же, как и любая другая деятельность человека. Одной из главных целей игры является развитие определенных психических процессов или способностей ребенка, его личностных качеств на конкретном возрастном этапе. Программа всей деятельности задается в самом ее начале. Определяясь темой, программа игры намечается в виде совокупности игровых действий и отношений, а также соответствующих правил. Для успешной реализации намеченного создаются условия. Игровой замысел представляет ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою.
1 Теоретическая часть
1.1 Охарактеризуйте понятие «сюжетно-ролевая игра»
На протяжении всего дошкольного детства сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом деятельности ребенка. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и педагогов (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко) [4, с. 141]. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло-«ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки-«скальпеля» – сделать операцию.
2 Практическая часть
2.1 Диагностика игровой деятельности детей
Выявление уровня сформированности игровых навыков у дошкольников подготовительной группы
Цель: определить уровень сформированности игровых навыков у детей подготовительной к школе группы.
Задачи:
- подобрать необходимый диагностируемый материал;
- провести диагностику уровня сформированности игровых навыков у детей подготовительной группы;
- проанализировать полученные результаты.
Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была использована методика, разработанная Р.Р. Калининой. В основу этой методики, легла схема наблюдения за игрой детей. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д.Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволит осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.
Выводы
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.
Одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Особенно большое значение игровой материал и его организация воспитателем имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, когда еще не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры детей.
Более старшие дети
1. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие / В. П. Арсентьева. – М.: ФОРУМ, 2009. – 144 с.
2. Борисова, С.Н. Организация сюжетных игр дошкольников в разных возрастных группах / С.Н. Борисова. – М., 2012. – 35 с.
3. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Н.Ф. Губанова –М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 138 с.
4. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
5. Михайленко, Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитател:. 2-е изд., испр. / Н.Я. Михайленко – М.: «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.