1. Виды рассказывания по картинам (описательные, сюжетные, творческие). Требования к рассказам детей разных возрастных групп
2. Структура и методика проведения занятий по придумыванию сюжетных, творческих рассказов с использованием картинок
3. Конспекты занятий
Список литературы
Приложение
1. Виды рассказывания по картинам (описательные, сюжетные, творческие). Требования к рассказам детей разных возрастных групп
Картина – один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Её положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.) [3, c. 4].
Рассказы ребенка могут быть разнообразными по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с другими детьми, о природе и т.д.
2. Структура и методика проведения занятий по придумыванию сюжетных, творческих рассказов с использованием картинок
Общие требования к организации работы с картиной:
1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
3. Конспекты занятий
1) По серии картин с последовательно развивающимися действиями.
«Как утята подружились с цыплятами»
Программное содержание:
1. Учить детей составлять связный рассказ по серии сюжетных картин.
2. Закреплять навык грамматически правильного оформления предложения.
3. Активизировать и обогащать словарь по теме «Домашние птицы».
4. Развивать зрительное восприятие, память, логическое мышление.
Оборудование: серия картин «Как утята подружились с цыплятами» (художник Н. Радлов, силуэты домашних птиц) (приложение).
Ход занятий:
1. Организационный момент.
Детям раздаются силуэты домашних птиц.
– Узнайте, какие птицы вырезаны из бумаги?
Соберите утиную семью, петушиную семью.
1. Алексеева, М.А. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М.А. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: АСАДЕМА, 2000. – С. 305-318.
2. Артамонова, М.Л. Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/. – Дата доступа: 27.09.2017.
3. Гусарова, Н.Н. Беседы по картине: времена года / Н.Н. Гусарова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 70 с.
4. Радлинская, Е.Н. Методика обучения детей рассказыванию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dcrr-vertelishki.schools.by/. – Дата доступа: 28.09.2017.
5. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
6. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова. – М., 2001. – 268 с.