1. Приёмы обследования детей с общим недоразвитием речи
2. Подбор необходимого материала для обследования детей с общим недоразвитием речи
3. Обследование детей с общим недоразвитием речи и составление речевой карты
Речевая карта
Список использованных источников
1. Приёмы обследования детей с общим недоразвитием речи
Логопедическое обследование проводится в первые две недели пребывания ребенка в детском саду.
Основная цель состоит в следующем:
- изучить условия воспитания и развития ребенка (крут общения, характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье и в дошкольном учреждении) на основе беседы с родителями и анализа документов.
2. Подбор необходимого материала для обследования детей с общим недоразвитием речи
В качестве дидактического материала могут быть использованы реальные объекты действительности, игрушки и муляжи, сюжетные и предметные картинки, предъявляемые единично, сериями или наборами, устно предъявляемый вербальный материал, карточки с напечатанными заданиями, книги, альбомы и проч.
3. Обследование детей с общим недоразвитием речи и составление речевой карты
Выделяются три этапа обследования.
Первый этап — ориентировочный. Логопед заполняет карту развития ребенка со слов родителей, изучает документацию, беседует с ребенком.
На втором этапе проводится обследованием компонентов языковой системы и на основе полученных данных делается логопедическое заключение.
На третьем этапе логопед проводит динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения и уточняет проявления дефекта.
Речевая карта
1. Фамилия, имя, возраст
2. Домашний адрес
3. зачисления на логопедический пункт
4. Данные о ходе развития речи:
5.Состояние артикуляционного аппарата:
а) губы (норма, толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, послеоперационные рубцы)
б) зубы (норма, крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы)
в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест)
г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/ вправо)
1. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М., 1991. - 44 с.
2. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
3. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.