1 Определение понятия «сигматизм»
2 Этиология и виды сигматизма
3 Парасигматизмы, характерные замены
Список использованных источников
1. Определение понятия «сигматизм».
Артикуляционный аппарат человека состоит из пассивных и активных органов произношения. Пассивными органами произношения являются полость носа, твёрдое нёбо, задняя стенка глотки. Они неподвижны. Активными органами произношения называют нижнюю челюсть, губы, язык, мягкое нёбо. Деятельность активных органов произношения с целью формирования отдельных звуков речи называется артикуляцией. Акустические особенности звуков речи, позволяющие отличать их друг от друга на слух, обусловлены особенностями их артикуляции. Нарушение деятельности органов артикуляционного аппарата вызывают разнообразные расстройства звукопроизношения.
2. Этиология и виды сигматизма.
Рассмотрим этиологию сигматизмов, потому что только понимание причин позволяет осмысленно квалифицировать дефект и определить наиболее оптимальную коррекционную методику.
Произношение свистящих звуков в норме.
При произношении [с] губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы. Перед лабиализованными гласными губы округляются, зубы сближены до расстояния 1-2 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые его края прижаты к коренными зубам. При таком укладе образуется узкий проход (круглая щель) между кончиком языка и передними верхними зубами. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывают свистящий шум. Чем уже щель, тем шум выше, чем шире щель, тем шум более низкий. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки разомкнуты и не производят голос.
3. Парасигматизмы, характерные замены.
Замена свистящих и шипящих звуков другими звуками называется парасигматизмом.
Губно-зубной парасигматизм – при произношение свистящих или шипящих звуков проявляется в замене звонких звуков на [в] и глухих – на [ф] (например: санки – «фанки», шапка – «фапка», зубы – «вубы», желудь – «фолудь»). Аккустический эффект: исходный звук заменяется звуком [ф]: шапка – фапка, машина – мафина, душ – дуф. Возможные причины: неправильный прикус; вялость передней части спинки языка; нарушения фонематического слуха.
Для того, чтобы начинать работу по постановке звука «с» в этом случае, необходимо сделать следующее.
1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоления. – М., Академия, 2007. – 125с.
2. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи / Под ред. Волковой Л.С. – М., Владос, 2006. – 303 с .
3. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Гаркуши Ю.Ф. – М., МПСИ, 2003. – 288 с.
4. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с.
5. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
6.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.