1. Социализация как процесс интеграции личности в социальную среду
2. Факторы социализации как условия интеграции личности в социальную среду
3. Влияние среды на развитие личности
4. Влияние наследственности
Список использованных источников
1. Социализация как процесс интеграции личности в социальную среду
Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические и социальные, школьные и семейные. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю. Первое относят к дальнему окружения, а второе – в ближайшее.
2. Факторы социализации как условия интеграции личности в социальную среду
Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для осуществления процесса социализации. А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в четыре группы.
3. Влияние среды на развитие личности
Единства в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают также взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.
4. Влияние наследственности
Развивается каждый человек индивидуально и "судьба" влияния наследственности и среды у каждого своя. Что оказывает большее влияние на развитие человека – среда или наследственность? Мнения специалистов по этому вопросу разделились.
1. Дружинин, В.А. Психология и психодиагностика общих способностей. – М.: Наука,1994.
2. Левко, А.И. Социальная педагогика: учебное пособие / А.И. Левко. – 3-е изд. – Минск: УП «УВЦ Минфина», 2003. – 341 с.
3. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие/ Е.А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.
4. Наумчик, В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент: учебное пособие / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2005. – 400с.
5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2000. – 192 с.
6. Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебное пособие для ВУЗов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Инфра-М,1998. – 528с.
7. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.