1. Музыкальные способности и задатки
Список источников
1. Музыкальные способности и задатки
Проблемы музыкальных способностей – одна из центральных в музыкально-психологических исследованиях. В отечественной психологии проблема способностей рассматривается в русле общепсихологической теории деятельности.
Говоря о способностях, подчеркивают возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте, подчеркивается прирожденный характер данного качества (одаренность) человека. Вместе с тем и способности, и одаренность проявляются в успешности деятельности. На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики (зарубежной и отечественной), также и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы.
Б.М. Теплов [8] в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и излагал свой взгляд на проблему. Б.М. Теплов четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога И.П. Павлова, он признавал врожденными свойства нервной системы человека, но не рассматривал их только как наследственные (ведь они могут формироваться в период внутриутробного развития ребенка и в течение ряда лет после рождения).
1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина.– М. : 1968. – 218 с.
2. Игнатьева, Д.М. Психолого-педагогический аспект исследования проблемы музыкальных способностей / Д.М. Игнатьева // Наука через призму времени. – 2017. – № 3 (3).– С. 109-113.
3. Мелик-Пашаев, А. А. Мир художника : монография / А.А. Мелик-Пашаев. – М. : Прогресс-традиция, 2000. – 272 с.
4. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. – М. : Академический проект, 2008. – 400 с.
5. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика : учебное пособие для студентов муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.Н. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. – М. : Академия, 2003. – 368 с.
6. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике : монография / В. Г. Ражников. – М. : Классика – XXI, 2004. – 140 с.
7. Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб : Норинт, 2003. – 960 с.
8. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей : монография / Б. М. Теплов – М.-Л. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947. – 334 с.