Тема: Логопедические технологии устранения сигматизма у детей
Введение
1.Понятие и виды сигматизма
1.1. Артикуляционная гимнастика
1.2. Формирование правильного звукопроизношения. Способы постановки правильного про-изношения
2. Методы коррекции сигматизма
3. Упраженения для диагностики звуков и развития ребенка
Заключение
Литература
Введение
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной речи» [1 с.1-2].
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
1.Понятие и виды сигматизма
Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом. Исправление недостатков произношения этих звуков, как отмечалось выше, начинается с развития у ребенка умения различать их на слух.
Далее проводится артикуляционная гимнастика. Затем отрабатывается правильная артикуляция.
Виды сигматизма:
1. Межзубный сигматизм. Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда и тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.
2. Для исправления сигматизма могут применяться различные методы в зависимости от характера недостатка
1. При межзубном сигматизме логопед предлагает логопату сблизить зубы и в этом положении пытаться произнести длительный звук С. Если звук произносится недостаточно четко, логопед может прибегнуть к механическому способу, т.е. специальным зондом или концом шпателя нажать на кончик языка логопата, несколько опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в таком положении, логопед предлагает логопату произносить звук С вначале изолированно, а затем в сочетании с гласными а, о, у, ы в прямых и обратных слогах. Если логопат правильно произносит звук с, ему уже нетрудно овладеть и правильным произношением звуков з и ц.
Для произнесения звука з логопед предлагает логопату во время произнесения звука с включить голос. Для произнесения звука ц он предлагает произносить подряд звуки тс сначала медленно, а затем постепенно ускоряя темп, добиваясь тем самым слитного перехода от звука т к с (тс). Четкое представление о том, что звук ц является составным и при этом единым, спаянным, логопат получит при произнесении обратных слогов ац, оц, уц, где ясно слышится, что звуку с предшествует взрыв (т).
1. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М., 1999.
2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург, 1999.
3. Лопухина И.С. Логопедия. – СПБ., 1998.
4. Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.
5. Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. – М., 1969.
6. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
7. Флерова Ж.М. Логопедия. – Ростов-на-Дону., 2000
8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.
9. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: СПб., 1996.
10. Е. Краузе "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие". Издательство: Корона-Принт. © Источник: детский портал «Солнышко»
11.https://solnet.ee/parents/log_49
12.http://vashbebik.ru/«Мир входящему».
13.http://vikidalka.ru/2-22277 с.26
14. https://шпаргалки.com/logopediya-knigi.html 60. Логопедия. 2016