1. Дефицитарное развитие
2. Методические основы обучения детей с нарушением слуха
3 Упражнения для развития слухового восприятия
Список использованных источников
1. Дефицитарное развитие
Дефицитарное развитие – это особый вид дизонтогенеза, связанный с тяжелыми нарушениями развития. Этот термин предложен В.В. Ковалевым в отношении патологического формирования личности детей с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также хроническими соматическими заболеваниями, при которых дефицитарность в сенсорной, моторной, соматической сферах обусловливает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы [1, с. 66].
2. Методические основы обучения детей с нарушением слуха
Трудности в развитии речи у детей с нарушениями слуха обуславливаются следующими причинами: отсутствие или ослабление звуковой стимуляции речевых зон мозга; более медленное и своеобразное развитие речи, обусловленное дефектом слуховой информации.
Тяжесть нарушений речевого развития напрямую связана со временем появления нарушений слуха и со степенью его нарушения. Недостаточное развитие звуковой дифференцировки приводит к снижению смыслового различения.
3. Игры и упражнения для развития слухового восприятия
Упражнение 1. « Что звучит»
Цель – развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц. Игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание ребенка на звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, раскаты грома во время грозы и др.), голоса животных и птиц. Когда дети научатся хорошо различать это звуки с опорой на зрение (слышат звук и одновременно видят источник звука), предложите им определить их источник с закрытыми глазами. Например, когда на улице идет дождь или шумит ветер, скажите: «Закрой глаза и послушай, какая погода на улице». Подобным образом можно определять звуки и дома – тиканье часов, скрип двери, шум воды в трубах и другие [3, с. 22].
1. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С. С. Степанов; Под ред. Б. П. Пузанова, – М.: Владос, 1996. – 234 с. Зонтова, О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия/ О.В. Зонтова. – СПб.: КАРО, 2008. – 196 с.
2. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст]/ Т.Б.Епифанцева, 2-е изд, Ростов Н/Д.: Феникс, 2010. – 486 с.
3. Королева, И.В. Развитие слухоречевого восприятия у глухих школьников и взрослых после кохлеарной имплантации /И.В. Королева. СПБ.: КАРО, 2008. – 207 с.
4. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений/ В.В. Лебединский. – М.:Академия, 2003. – 144 с.
5. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами развитии. – СПб.: Речь, 2003. –189 с.
6. Назарова, Л.П. Технология развития слухового восприятия слабослышащих учащихся / Л.П. Назарова. – СПб: ЛГОУ, 2001 – 124 с.
7. Руленкова, Л.И. Обучение и реабилитация детей с нарушением слуха. Инновации в российском образовании/ Л.И. Руленкова. – М.: Академия, 1999. – 141 с.