ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТА
2. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов, реализовать свои ценностные и поведенческие интенции.
Большую часть своего времени человек проводит на работе, где он реализует свои потребности в межличностном общении в профессиональной деятельности. В процессе трудовой совместной деятельности люди вступают во взаимодействие, которое является неотъемлемым атрибутом любого производственного процесса.
Особое значение приобретает соблюдение этических норм в деловой коммуникации. Это связано с тем, что конфликты в профессиональной деятельности являются неотъемлемым компонентом взаимодействия между работниками в любой организации. Соблюдение этики деловой коммуникации является одним из важнейших условий профилактики конфликтов в организации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТА
Этика деловой коммуникации как система ценностей, отражающая нравственные и моральные стороны взаимодействия играет важную роль в предупреждении организационного конфликта. Конфликты в организации – это конфликты, возникающие между субъектами социального взаимодействия внутри коллектива предприятия или организации.
Этика деловой коммуникации включает совокупность правил, кодексов корпоративной, профессиональной этики. Правила деловой коммуникации представляют собой важнейшую предпосылку формирования атмосферы сотрудничества в коллективе, фактором профилактики деструктивных конфликтов. Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия [1, с. 134].
Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе и в сфере делового общения и деловых отношений. Деловая коммуникация, в первую очередь, это взаимодействие партнеров, обмен информацией, согласование мнений и позиций. Как любое взаимодействие деловое общение уже в самом себе содержит возможности возникновения конфликтной ситуации, которая может перерасти в открытый конфликт. Конфликт имеет также и нравственное измерение: решение конфликтных ситуаций в значительной степени зависит от нравственных позиций конфликтующих сторон [10, с. 72].
2. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
В диагностическом исследовании принял участие 1 испытуемый:
Имя, Ф.: Дмитрий Е.
Возраст: 21 год.
Диагностическое исследование индивидуального стиля поведения в конфликте осуществлялось с использованием методики «Описание конфликтного поведения» Томаса – Киллмена.
Цель методики: изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.
Материал и оборудование: бланк опросника, ручка.
Теоретические основы методики: методика разработана Томасом и Киллменом на основе двухмерной модели регулирования конфликтов. Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны (рисунок 1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что правила деловой коммуникации представляют собой важнейшую предпосылку формирования атмосферы сотрудничества в коллективе, фактором профилактики деструктивных конфликтов. Специфика деловой коммуникации заключается в подчинении установленным ограничениям, которые определены социокультурными традициями, профессиональными и этическими принципами. Соблюдение сотрудниками морально-нравственных и этических норм в коллективе является одной из субъективных причин возникновения конфликта. Нарушение норм и правил может сначала повлечь за собой разногласия, взаимные претензии, а затем привести к конфликту. Недопущение конфликта возможно тогда, когда сотрудники придерживаются этических принципов коммуникации и взаимодействия с коллегами и начальством, когда проявляют четность, вежливость, корректность, тактичность, пунктуальность, доброжелательность.
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Юнити, 2007. – 490 с.
2. Бескровная, Е.А. Деловое общение как условие успешного взаимодействия в профессиональной деятельности / Е.А. Бескровная // Гаудеамус. – 2012. – № 19, Т. 1. – С. 117-119.
3. Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. – М.: ИПФРА-М, 2006. – 224 с.
4. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 504 с.
5. Давыдова, Н.С. Социально-экономические проблемы применения вахтового метода организации труда в современных условиях России / Н.С. Давыдова // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2008. – № 4. – С. 29-31.
6. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
7. Жаворонкова, О.М. Деловое общение / О.М. Жаворонкова // Известия ВГТУ. – 2006. – № 8. – С. 115-118.
8. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию: учеб. пособие / Г.И. Козырев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 176 с.
9. Конфликтология: хрестоматия / Сост. Н.И. Леонов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 161 с.
10. Крысько, В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.
11. Лобан, Н.А. Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
12. Организационная психология / Под общей ред. А. Б Леоновой. – М: ИНФРА-М, 2014.-429 с.
13. Шейнов, В.П. Управление конфликтами: теория и практика / В.П. Шейнов. – Минск: Харвест, 2010. – 912 с.