1. История развития дошкольного образования в Республики Беларусь.
2. Виды и типы учреждений дошкольного образования, особенности и назначение.
3. Основные направления реформирования дошкольного образования в Беларуси.
Литература
1. История развития дошкольного образования в Республики Беларусь
В Беларуси первые открытия учреждений общественного дошкольного воспитания относятся к началу 19 века. В 1802 г. был открыт воспитательный детский дом на 28 мест в Могилеве, в 1804 – в Гродно, в 1808 –воспитательный дом для незаконнорожденных в Витебске. С этого времени в Беларуси и начинает зарождаться общественное дошкольное воспитание в форме. В начале 90-х годов 19 века появился новый тип дошкольного учреждения – ясли-приюты. По инициативе О. Я. Жестоковой открылся детский дом «Ясли» для детей рабочих, в который принимали детей от 2 до 8 лет всех национальностей. Детям предоставляется бесплатное питание. Детей приводили в 7 утра. Если маме на работу к 4 часам утра, то разрешили детей оставлять на ночь. В годы Первой мировой войны активизировалась работа общественных объединений по созданию приютов Воспитательная работа в детских садах-приютах не имела требований к организации. Их целью является наблюдение и уход за маленькими детьми. Воспитательная работа состояла из простейших элементов умственного, нравственного и физического воспитания. Не учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей.
2. Виды и типы учреждений дошкольного образования, особенности и назначение
Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Воспитанник – лицо, осваивающее содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью [9]. Воспитанниками дошкольных учреждений образования являются дети раннего возраста (от 2 месяцев до 2 лет), младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет), среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (от 5 лет и до поступления в школу), а также дети с особенностями психофизического развития в возрасте до 8 лет [2].
3. Основные направления реформирования дошкольного образования в Беларуси
Согласно Инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь, приоритетными направлениями деятельности системы дошкольного образования в 2017/2018 учебном году являются:
1. Сохранение доступности дошкольного образования:
a. развитие различных форм дошкольного образования;
b. расширение спектра образовательных услуг для учащихся и детей, не посещающих детский сад;
c. организационно-методическое обеспечение дошкольного образования в семье (семейное воспитание).
2. Обеспечение процесса сохранения здоровья на основе межведомственного сотрудничества:
a. сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
b. профилактика детского травматизма;
c. обеспечение качественного взаимодействия с местными организациями здравоохранения для совершенствования медицинской и психолого-педагогической поддержки детей.
1. Андреева, Е. И. История дошкольного воспитания в белорусской ССР (1921 – 1930) / Е. И. Андреева. – Минск, 1987. – 83 с.
2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/upload/docs/op/W21732035_1495141200.pdf.
3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 90 «Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belzakon.net/Законодательство/Постановление_Министерства_образования_РБ/2011/58881.
4. Группы кратковременного пребывания детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ds4-blz.bereza.edu.by/ru/main.aspx?guid=2451.
5. Инструктивно-методическое письмо Министерства Образования Республики Беларусь от 17 июля 2017 г. // Пралеска. – 2017. – № 8. – С. 25 – 27.
6. Дошкольное воспитание в годы Первой Мировой войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberpedia.su/6x27f1.html.
7. Волобуева, Л. М. Очаги для малолетних детей в годы первой мировой войны // Русская старина. – 2014. – № 2. – С. 94 – 194.
8. Дошкольное образование в Республике Беларусь // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.by/wp-content/uploads/2016/12/sisteme_doshkoljnogo_obrazovanija_v_Respublike_Belarus.pdf.
9. Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» от 13.01.2011 № 243-3 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text®num=Hk1100243.
10. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16.07.2000 № 35 «О Концепции дошкольного образования» // Правовой портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/norm2009/num35/d35521.html.
11. Концепция государственной программы развития дошкольного образования в Республике Беларусь на 2015 – 2020 годы // Образовательный центр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wuz.by/zakonodatelstvo/ koncepcija-gosudarstvennoi-programmy-razvitija-doshkolnogo-obrazovanija-v-respublike-belarus-na-2015-2020-gody.html.