1. Советская массовая песня
2. Белорусский балет
3. Методика работы с детским оркестром
4. Анализ программного содержания по всем группам по использованию музыки в повседневной жизни
Список использованной литературы
1. Советская массовая песня
Истоки массовой песни лежат в русской крестьянской, городской и солдатских песнях. Первые такие песни, возникали стихийно, их переделывали из старых, заменяя слова. Основной задачей тех лет была борьба с иноземными захватчиками и внутренней контрреволюцией. Отсюда и песни «Белая армия, черный барон», «Марш Буденного», «Молодая гвардия», «Песня про наркома», «Нас побить, побить хотели» и др. Постепенно песня, всенародная по содержанию и общедоступная по форме, становилась лиричнее, соединяя в себе четыре фольклора, легкого, бодрого марша и даже джаза. Появился новый герой: положительный, простодушный, весёлый, спортивный, готовый к борьбе, труду, самосовершенствованию, способный на самопожертвования. Идеалами стали, представления о народе, как о большой семье, Родина отождествлялась с матерью. [7, с. 5 - 7] Массовая песня быстрее и живее всех других жанров откликалась на требования времени, отражая историю страны, подражая в этом фольклору. Это были главным образом мажорно-оптимистические произведение, написанные для новых людей, новой страны – страны победившего социализма. Они обращались уже не к миру узколичных переживаний героя, а к обществу и человеку-созидателю.
Истоки хореографического искусства Беларуси - в старинных обрядах, игрищах, хороводах, где танец был тесно связан с песней, элементами театрализации. В выступлениях первых профессиональных артистов-скоморохов, известных на территории Белоруссии с 12 в., танец занимал большое место. Зачаточные формы хореографического искусства содержались в представлениях школьного театра, народной драмы. В 18-19 вв. крепостные балетные труппы имелись в некоторых городах (Гродненский театр Тизенгауза, Слонимский театр Огинского, Шкловский театр Зорича и др.) и имениях крупных помещиков (театры князей Радзивиллов и др.). В 40-е гг. 19 в. Белорусские артисты входили в состав частной балетной труппы М. Пиона.[10, с. 26]. Национальный балетный театр в Беларуси возник после Великой Октябрьской социалистической революции. В первом Белорусском государственном театре в Минске (основанном в 1920, ныне Театр им. Я. Купалы) наряду с хором и оркестром имелась небольшая группа артистов балета, которая под руководством балетмейстера К. А. Алексютовича осуществила постановки балетов "Коппелия"; "Очарованный лес" Дриго (оба - 1922) и др.
3. Методика работы с детским оркестром
Оркестровая музыка представляет собой один из самых демократичных видов искусства, который является частью мировой и отечественной культуры и владеет богатым арсеналом эмоционального воздействия на слушателя. Оркестр играет важную роль в развитии музыкальных способностей детей, их творческого потенциала, формирование коллективных навыков игры, воспитания трудолюбия; стимулирует творческую активность в процессе обучения игре на различных музыкальных инструментах. Это способствует формированию художественно-эстетических ценностей и целостного музыкального развития детей. Игра в оркестре является творческим процессом, способствует более эффективному развитию личностных качеств. [2, с. 12]. На занятиях оркестра необходимо решать следующие задачи:
- овладение приемами игры на детских музыкальных инструментах и элементами нотной грамоты;
- развитие музыкальных способностей (звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, музыкальной памяти;
- содействие физическому (мелкая моторика), умственному (сочетание действий, устройству инструментов и др.) развитию.
4. Анализ программного содержания по всем группам по использованию музыки в повседневной жизни
Интерес к музыке и потребность в ней формируются, прежде всего, в процессе ее восприятия, слушания. Особенность музыкального восприятия, как вида деятельности детей в том, что он доступен детям уже в раннем возрасте. Музыкальные впечатления и умения, полученные на музыкальных занятиях, будут закреплены и музыка станет ограниченной частью жизни ребенка, если воспитатель будет использовать музыку в повседневной жизни дошкольного учреждения. Полноценное восприятие музыки состоится, если при его организации педагог, во-первых, учитывает закономерности самого процесса музыкального восприятия, и, во-вторых, использует разнообразные методы и приемы, активизирующие восприятие. [1, c. 34] Музыка в быту детского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне занятий (игры, утренники, развлечения, праздники).
1. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб.пособ. для студентов / Н.М. Ветлугина, И.Л Дзержинская, Л.Н. Комисарова и др. – 3 – изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
2. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 656 с.
3. Голикова, Л.А. Некоторые вопросы муз.драм// Вопросы культуры и искусства Беларуси, 1982 г. вып. 1. – с. 50-55.
4. Глущенко, Т.С. Белорусская советская музыкальная литература / Г.С. Глущенко. – Мн., 1981 г. – 540 с.
5. Лях, В.И. Советская массовая песня как феномен музыкального искусства ХХ века / В.И. Лях, Д.А.Сигида // Культурная жизнь Юга России. – 2015. – №2 (57). – С. 22-25.
6. Морева, Н.А. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении / Н.А. Морева. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 304 с.
7. Нестьев, И.В. Массовая песня // Очерки Советского музыкального творчества. Том 1. – М., 1947 г.
8. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова. – М.: Просвещение: Владос, 2009. – 320 с.
9. Степанова, Е.А. Все проходит, остается Родина – то, что не изменят никогда. ОбРаз Родины в Советских песнях / О.П. Степанова / Лабиринт. Журнал соц.-героич. Исслед. – 2015. - №4. – С. 28-42.
10. Чурко, Ю.М. Белорусский балет в лицах / Ю.М. Чурко. – Мн.: Беларусь, 1988. – 220 с.