1. Функции малых групп
2. Социально-психологический климат, его составляющие
Список использованных источников
1. Функции малых групп
Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определённых признаков [5, с. 77].
Малой группой принято называть объединение небольшого количества людей, у которых есть единое связующее для всех участников звено, имеются какие-либо общие социальные связи и совместная деятельность. Такие совокупности формируются в каждом коллективе. Виды малых групп в социальной психологии различают по способу формирования: искусственным или естественным путем.
Чтобы определить собрание небольшого количества людей как малую группу, необходимо присутствие определенных отличительных черт:
– Регулярные встречи участников.
– Формирование единой цели, задач.
– Общая деятельность.
– Наличие структуры, определение лидера, руководителя.
– Определение роли и сферы деятельности каждого участника.
– Формирование внутренних межличностных отношений в группе.
– Образование правил, традиций, норм внутри малой группы [7, с. 62].
Малые группы выполняют важные функции как в развитии и становлении индивида, так и коллектива в целом. При этом через функции малой группы мы можем увидеть и механизм зарождения социальных связей на микроуровне. Функции малой группы, в основном, задаются с двух сторон – со стороны общества и со стороны личности. Выделим некоторые из них.
1. Опосредование взаимодействия личности и общественной системы. Малая группа выступает звеном, через которое они воздействуют друг на друга.
2. Экспрессивная функция заключается в определении конкретного индивида в малой группе, его места в ней. Таким образом формируется уровень самооценки, личностные профессиональные качества, реализовывается необходимость человека в поощрении и одобрении.
3. Функция социализации личности. Без межличностного взаимодействия она невозможна. Начиная с самого младшего возраста человек учится взаимодействовать с окружающими людьми, формируются предпочтения и взгляды, характер, место в социуме [5, с. 56].
4. Удовлетворение потребности человека создавать, сохранять и поддерживать тесные контакты, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми. В науке она получила название потребность в аффелиации. Эта функция в значительной мере выступает источником формирования социальных связей человека, является важным фактором образования малых групп. Частично эта потребность может реализовываться в формальных, официальных группах, но в основном в неформальных.
2. Социально-психологический климат, его составляющие
Социально-психологический климат группы – характер взаимоотношений между людьми, состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности [6, с. 13].
Социально-психологический климат – это динамичное образование, которое сочетает в себе эмоциональные, интеллектуальные и ценностные установки, отношения, настроения, мнения и чувства членов группы [2, с. 88].
Динамика социально-психологического климата проявляется и в процессе группообразования, когда идет интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений, и в условиях функционирования группы, когда происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентации, норм и символов. Одним из факторов, способствующих этой динамике, является «климатическое возмущение», т. е. естественное колебание эмоционального состояния в коллективе, периодические подъемы и спады настроения у его членов, которые происходят в течение дня или более длительного временного периода под действием внешних и внутренних факторов.
Функции социально-психологического климата:
– Позволяет оценить, насколько человек включен в деятельность и правильно ли выполняет работу.
– Дает возможность узнать о психическом потенциале и резервах личности и коллектива в целом.
– Можно оценить масштабы проблем, которые не дают возможности успешно развиваться и работать в коллективе [3, с. 81].
Признаки благоприятного климата:
– доверие и высокая требовательность друг к другу;
– доброжелательная и деловая критика;
– достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
– свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
– удовлетворенность принадлежностью к аудиторской фирме;
– терпимость к чужому мнению;
– высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи;
– принятие на себе ответственности за состояние дел в коллективе каждым из его членов [6, с. 112].
1. Дебольский, М. Психология делового общения./ М.Дебольский. – М.: ЭКСМО, 2009. 218 с.
2. Марков, М. Технология и эффективность социального управления / М. Марков; пер. с болг.: Л. Хитрова; под.ред. и с предисл. Т. В. Керимова. – М. : ЮНИТИ, 2009 . – 145 с.
3. Осеев, А.А. Социально-психологический портрет руководителя./А.А. Осеев. – М.: ЭКСМО. – 2007. – 56 с.
4. Розанова, В.А. Психология управления: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп./В.А, Розанова. – М.: БИЗНЕСС-ШКОЛА, 2000. – 384 с. – С. 321-326
5. Свенцицкий, АЛ. Социальная психология: Учебник /А.Л. Свенцицкий. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 336 с
6. Станкин, М. Психологический климат коллектива /М. Станкин // Управление персоналом. – 2001. – № 12. – С.13 – 16
7. Чернова, Г. Р. Социальная психология: учеб. для вузов /Г.Р. Чернова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – 200 с.
8. Цветаев, В.М. Кадровый менеджмент: Учебник./В.М. Цветаев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 146 с.