1. Характеристика звуков Л, Л по их артикуляции, уточнение артикуляционных укладов
2. Анализ неправильного положения органов артикуляции при нарушении произношения и определения способов его преодоления
3. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков
4. Подбор упражнений, речевого и дидактического материала для автоматизации звуков Л, Л
5. Составление и анализ фрагментов занятий, направленных на коррекцию звуков Л, Л
Список использованных источников
1. Характеристика звуков Л, Л по их артикуляции, уточнение артикуляционных укладов
Ламбдацизм – недостатки произношения звуков [л] и [л’], является фонетическим нарушением. Ламбдацизм относится к мономорфным нарушениям. Параламбдацизм выражается в замене [л] и [л’] другими звуками и по структуре является фонетико-фонематическим нарушением.
Звук л – согласный, звонкий, твердый.
Звук л’ – согласный, звонкий, мягкий.
2. Анализ неправильного положения органов артикуляции при нарушении произношения и определения способов его преодоления
Отсутствие звуков [л] и [л’]. Речь ребёнка, пропускающего звук [л], будет звучать так: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но всё мышке быо мао».
Межзубное произношение. Слышится акустически правильный звук, а артикуляция звука изменена, кончик языка находится между резцами.
Носовое [л] в виде заднеязычного носового звука. Произношение резко отличается от правильного и по артикуляции и на слух.
3. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков
Основная трудность в постановке звука [л] заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки. Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного. Таким образом, при данном виде дислалии часто используется постановки звука [л] по подражанию и смешанный.
4. Подбор упражнений, речевого и дидактического материала для автоматизации звуков Л, Л
Первые упражнения, направленные на закрепление полу¬ченной артикуляции, сводятся к произношению полученного звука в слогах с гласным [а]: сначала в закрытом слоге – «ал», затем между гласными — «ала» и, наконец, в открытом сло¬ге – «ла». Далее вводятся слоги с нелабиализованными глас¬ными [ы], [э], а затем – с лабиализованными [о], [у].
В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только [л], но и его мягкую пару [л'], исправление первого звука служит базой для усвоения второго. Последнее обычно легко достига¬ется в открытых слогах с гласными переднего ряда – «ли», «ле», а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих [л] и [л'] («ла-ля», «ло-ле», «лу-лю»).
5. Составление и анализ фрагментов занятий, направленных на коррекцию звуков Л, Л
Цели:
Коррекционная:
- выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л].
-Автоматизировать [л] в слогах, словах.
Обучающая:
- согласовывать имена существительные с прилагательными;
- активизировать словарь по теме «Цветы».
Развивающая:
- развивать связанную речь;
- развивать фонематическое восприятие, фонематический слух;
-формировать навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
- развивать мелкую моторику.
1. Игры в логопедической работе с детьми. / ред.-сост. В.И. Селиверстов. – М: Просвещение.1987.
2. Игры и упражнения в обучении шестилеток / под ре. И. В. Седж. – Минск, Народная асвета,1985.
3. Коррекционная работа в дошкольных учреждениях: Уч.- метод. Пособие / М. В. Смоляренко и др.- Минск, Маст.Лит. 2000.
4. Логопедия: Учебник для судентов дефектологического факультета пед. высших учебных заведений / под редакцией Волковой Л.С., Шаховский С.Н.- М.: Владос 2002.
5. Основы логопедии. Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности Педагогика и психология дошкольная / под редакцией Т.Б. Филичевой Н.А., Чавелевой. Г.В., Чиркиной. – М.: Просвещение,1989.