1. Одоевский В.Ф. первая научно-популярная сказка. Городок в табакерке
2. Пришвин М. Н. жанровое своеобразие его произведений
3. Особенности Пришвинских рассказов о природе
4. Веселые сказки в стихах К.И. Чуковского. Анализ сказки Майдодыр. Федорино горе. Телефон.
Список используемой литературы
1. Одоевский В.Ф. Первая научно-популярная сказка. Городок в табакерке
Князь Владимир Фёдорович Одо́евский – русский писатель, философ, музыковед и музыкальный критик, общественный деятель. Член-учредитель Русского географического общества. Последний представитель княжеского рода Одоевских – одной из старших ветвей Рюриковичей. Мать происходила из крепостных. Оставшись сиротой в раннем возрасте, воспитывался в доме опекуна, двоюродного дяди по отцовской линии, генерала Дмитрия Андреевича Закревского
Расцвет литературной славы Одоевского пришелся на 30 – 40-е годы. Выходит в свет его сборник «Пестрые сказки с красным словцом». Жанр произведений, входящих в этот сборник, Одоевский определяет как «сказки».
По его инициативе в Петербурге были основаны две больницы, ряд детских приютов, создано Общество посещения бедных. В течение длительного времени Одоевский занимался организацией учебного процесса в различных учебных заведениях. Издает необычное пособие для воспитательных домов, где пребывали сироты, – «Детские книжки для воскресных дней». Здесь помещались педагогические наставления для воспитательниц, дидактические материалы, а также рассказы и сказки для чтения детям. Главную задачу воспитания Одоевский видел в «приучении ученика прежде всего быть человеком». Общее образование он понимал как общечеловеческое, предшествующее всякому специальному. Современно
2. Пришвин М.Н. Жанровое своеобразие его произведений
М.М. Пришвин родился1873 года в Липецкой области, в купеческой семье (отец умер, когда мальчику было семь лет). Окончив сельскую школу, поступил в Елецкую классическую гимназию, откуда был исключен за дерзость учителю. Переехав в город Тюмень к дяде окончил шесть классов Тюменского училища. Поступил в Рижский политехникум. 1896 Пришвин участвовал в работе марксистских кружков.
М.М. Пришвин по праву считается классиком русской литературы, выдающимся мастером слова, художником-гуманистом. Сейчас, в наше время, с особенной остротой звучат «экологические мотивы творчества Пришвина - тема охраны природы, взаимодействия человека и окружающего мира, единства всего живого», – пишет исследователь В.А. Фатеев. Поэтическое мировосприятие, художественная зоркость к мельчайшим подробностям жизни становятся основой многих детских рассказов Пришвина, собранных в книгах «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (1939) и др. Все произведения М.М. Пришвина – повесть «Жень-Шень» («Корень жизни»), «Повесть нашего времени», «Кладовая солнца» и многие другие, проникнуты верой в победу добра над злом, доверием и любовью к человеку.
«Я – писатель, который пишет свои книги, как завещание... грядущим поколениям», – говорил М.М. Пришвин [1].
Исследователь творчества М.М. Пришвина, Л.В. Овчинникова делит все сказки писателя на несколько групп:
- сказки - путешествия («В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Светлое озеро»);
3. Особенности Пришвинских рассказов о природе
Богатейший мир природы, ее гармония и красота обнаруживаются и раскрываются в творениях М.М. Пришвина. Если в творчестве писателей XIX в. мы видим не нарушаемую гармонию человека и природы, то в творчестве М.М. Пришвина уже появляются тревожные ноты.
Юность по природе своей избегает мысли о конечности жизни. А М.М. Пришвин напоминает об этом, тревожит вопросами: зачем живешь, что оставишь после себя, как любить всех, чтобы сохранить внимание к каждому? Чтобы ответить на все вопросы, надо пройти вместе с писателем долгий путь нравственных исканий, начатый еще в «Лесной капели», – найти «ключ к собственной душе».
«Лесная капель» – книга о нравственных исканиях человека, об одиночестве, любви, страдании, о безмерности боли, которая накапливается в душе человека. Прозаические миниатюры, вошедшие в этот сборник, необыкновенно поэтичны, наполнены меткими наблюдениями, точными описаниями природы. Читая их, мы испытываем чувство восхищения, желание их сохранить, сберечь, чтобы каждый мог насладиться и прелестью «неодетой весны», и звоном «лесной капели», и очарованием «ореховых дымков».
«Глаза земли» – это вершина поэтического мастерства писателя.
4. Веселые сказки в стихах К.И. Чуковского. Анализ сказки «Майдодыр», «Федорино горе»
Стихотворения детского поэта К.И. Чуковского близки к народному творчеству, к фольклору благодаря своей ритмичной основе, прибауточной стилистике, деталям и приёмам. Маленькие дети воспринимают литературное творчество таким образом, будто бы стихотворения создаются в момент прочтения, в тот момент, когда родитель общается с ребёнком. Произведения Чуковского прекрасно запоминаются, отлично читаются вслух. Кроме этого они наполнены добротой и совершенно открыты для всяческого рода додумываний; они с лёгкостью разбираются на цитаты, которые малыш с огромной радостью готов включить в свой лексикон. Произведения этого детского писателя чудесным образом совпадают с детскими эмоциями и по ритму, и по лирике. Обаятельные образы ребятишек, созданные им, вызывают симпатию и доверие; герои, характеры и способ их воплощения соответствуют речевому опыту ребёнка. В стихах Чуковского всё предельно просто и понятно, нет сложных речевых оборотов.
Отдельно стоит отметить многообразие сказочного мира животных, населяющих стихотворения Чуковского: тут и слоны с носорогами, и крокодилы, и медведи с зайцами, и газели, и кенгуру, и воробьи, и зайчата, и… список грозит быть очень длинным. У каждого животного свой особенный характер и природное обаяние - как и всех остальных героев Чуковского.
1. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учеб. для студ. высш. и сред. педагог. учеб. заведений/ И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – 3-е изд.- М.,2005. – 365 с.
2. Детская литература: учеб. для студ. ср. проф. образования / под ред. Е.Е. Зубаревой. – М., 2004. – 378 с.
3. Койре, А. Философия и национальная проблема в России начала XIX века». – М.: Модест-Колеров, 2003. – 304 с.
4. Минералова И.Г. Детская литература: учеб. пособие для студ. вузов / И.Г. Минералова. – М., 2002. – 401 с.
5. Русская литература для детей: учеб. / под ред. Т.Д. Полозовой. – М., 1997. – 396 с.