1 Нарушение звукопроизношения по звонкости-глухости; твердости-мягкости. Характеристика неправильного произношения этих звуков
2 Логопедические технологии устранения нарушений звукопроизношения по звонкости-глухости и твердости-мягкости
Список использованных источников
1 Нарушение звукопроизношения по звонкости-глухости; твердости-мягкости. Характеристика неправильного произношения этих звуков
Самым распространенным недостатком речи у детей дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития речи.
Возможными причинами нарушения звукопроизношения являются следующие:
1. Органические дефекты периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения:
а) Укороченная уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте оказываются затрудненными движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (при верхних звуках).
б) Слишком большой язык, едва уметающийся во рту и от этого неповоротливый, или слишком маленький и узкий, что также затрудняет правильную артикуляцию.
в) Дефекты строения челюстей, что ведет к аномалии прикуса. Нормальным считается такой прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы слегка прикрывают нижние. Аномалии прикуса могут иметь несколько вариантов: прогнатия – верхняя челюсть сильно выдается вперед, в результате этого нижние передние зубы не смыкаются вовсе с верхними; прогения – нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти; открытый прикус – между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток; боковой открытый прикус, который может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним.
2 Логопедические технологии устранения нарушений звукопроизношения по звонкости-глухости и твердости-мягкости
Коррекция дефекта оглушения у большинства практиков вызывает определенные трудности, чтобы их избежать важно использовать прием сопоставления и сравнения фонем, слогов и слов, а смешиваемые звуки необходимо тщательно анализировать, выделять сходные и различительные признаки.
Ученые рекомендуют широко использовать тактильно-вибрационный контроль, для чего одну руку ребенка прикладывают к шее в области гортани, другую подносят ко рту, чтобы убедиться в том, что при глухих согласных струя выдыхаемого воздуха сильная, но вибрация гортани отсутствует, а при произношении звонких согласных вибрация гортани хорошо ощутима. Резонирование звучащего голоса улавливается путем прикладывания ладоней обеих рук к ушам, щекам; одной руки к темени, другой – к шее так, чтобы боковая сторона руки от большого пальца до указательного охватывала шею в области гортани.
Хорошо зарекомендовали себя подготовительные упражнения: чередование беззвучного вдоха и выдоха со стоном на вдохе и выдохе. Сначала произносит логопед, затем ребенок повторяет самостоятельно и, наконец, – совместно. Затем проводится сопоставление произношения гласных звуков то громко, то шепотом; как отрывисто, так и длительно. Этот прием также дает хорошие результаты.
1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоления. – М., Академия, 2007. – 125с.
2. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи / Под ред. Волковой Л.С. – М., Владос, 2006. – 303 с .
3. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Гаркуши Ю.Ф. – М., МПСИ, 2003. – 288 с.
4. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с.
5. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
6.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.