Понятие восприятия
Уровни и виды восприятия
Свойства восприятия
Классификация восприятия
Характеристика музыкального восприятия
Структура музыкального восприятия
Этапы процесса музыкального восприятия
Свойства музыкального восприятия
Возрастные особенности музыкального восприятия дошкольников
Методы и приемы работы над развитием музыкального восприятия
Заключение
Список литературы
ПОНЯТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
При непосредственном контакте с окружающим миром человек получает знания о нем не только через ощущения, но и через восприятия. Восприятие дает целостные образы предметов или явлений, которые обладают рядом свойств. При восприятии человек познает предметы и явления окружающего мира в целом.
Восприятие — с точки зрения педагогики, это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира [5; С.286].
Физиологической основой восприятия является комплексная
УРОВНИ И ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ
Выделяются следующие уровни восприятия: обнаружение, различение, индентификация и опознание.
- обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса, на которой человек определяет, есть ли воздействие;
- различение — это следующий уровень восприятия, здесь происходит выделение в предмете интересующих человека признаков;
- идентификация — то есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящемся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов;
СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ
Можно выделить следующие свойства восприятия:
1. Предметность — это способность человека к отражению реального мира в форме отдельных предметов существующих предметов и явлений. Восприятие всегда связано с каким - либо предметом или явлением, вызвано ими. Предметность есть следствие работы мышления, воображения, памяти [10; С.174]
2. Целостность. — это отражение целостного образа, который складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. [8; С.138]
3. Константность — это способность воспринимать окружающие предметы как относительно постоянные (по форме,
КЛАССИФИКАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ
1) по органам чувств: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное. В зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств;
ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Музыка — это особый инструмент познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений. Она помогает глубже познать окружающую действительность, пробуждает в личности благородные, возвышенные мысли и чувства. Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда
СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
В психологических исследованиях рассматриваются различные подходы к структуре музыкального восприятия:
- восприятие музыкальной интонации как смысловой основы музыки;
- восприятие структуры художественного и, в частности, музыкального произведения;
- механизмы перехода между уровнями иерархии музыкальной формы и их восприятие;
ЭТАПЫ ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ:
- возникновения интереса к произведению, которое предстоит услышать, и формирования установки на его восприятие,
- слушание,
СВОЙСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Выделяя свойства музыкального восприятия, следует отметить, что часть из них являются общими для всех видов восприятия (целостность, осмысленность, избирательность), но есть и специфические свойства музыкального восприятия - это эмоциональность, образность.
Эмоциональность. Эстетическое восприятие музыки всегда эмоционально, вне эмоций оно немыслимо. Иногда эстетическое переживание бывает настолько сильным и ярким, что человек при этом испытывает чувство огромного счастья. «Это чувство – по определению композитора Д.Шостаковича, — возникает от того, что в человеке под действием музыки пробуждаются до сих пор дремавшие силы души и он познаёт их» [7; С.5].
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Музыкальное восприятие, как и всякое другое, в определенной степени обусловлено возрастом. Н. Н. Ланге писал: «Каждый возраст имеет свои особые чувствования и желания, мысли и настроения, накладывает свой отпечаток на ощущения, восприятие, память, внимание...» [3; С.227]. Однако в дальнейшем наука доказала, что физиологические изменения — это лишь предпосылка для изменения в восприятии (в том числе и в музыкальном), важно также и внешнее воздействие: окружение, социальные причины, целенаправленное воспитание, самообразование. Л. С. Выготский в работе «Развитие высших психических функций» утверждал, что в возрастном аспекте психические функции развиваются неравномерно. Л. И. Божович, разрабатывая
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД РАЗВИТИЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Развитие музыкального восприятия дошкольников идет на всех этапах физического и психического развития ребенка. Но развития и совершенствования его в полной мере, необходимо использовать все виды музыкального исполнительства – пение, музыкально - ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.
Чтобы усилить впечатления детей от прослушиваемой музыки и вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке необходимо использовать зрительную наглядность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В области музыкального воспитания перед детским дошкольным учреждением стоит задача большой важности: воспитание средствами музыки эстетических и нравственных чувств детей, их музыкального вкуса, любви к музыке, активно - творческого отношения к ней. Детский сад осуществляет музыкальное воспитание, развитие и обучение дошкольников, единство и взаимосвязь которых имеет решающее значение для полноценного формирования личности ребенка. Основная цель музыкальных занятий – ознакомление с музыкой как частью жизни человека, как средством передачи всего того, что волнует и радует людей.
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Приобщая ребенка к музыкальному искусству, необходимо решить важную педагогическую задачу, по словам В. А. Сухомлинского, «не кем вырастет, а каким вырастет ребенок». Таким образом, музыка — своеобразный мостик в детскую душу, помогающий нравственному становлению личности.
1. Асафьев, Б.В. Познавательные процессы и пути их изучения// Известия АПН РСФСР. – М., 1955.
2. Белобородова, В.К. Музыкальное восприятие школьников / В.К. Белобородова, Р.С. Ригина – М.: Педагогика, 1975. — 160 с.
3. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду./ Н.А.Ветлугина - М.: Просвещение, 1981. — 240 с.
4. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста./А.Г. Гогоберидзе — М.: «Академия», 2005. — 320 с.
5. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие./ Л.А.Григорович – М.: Гардарики, 2001. —
6. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. — 254 с.
7. Остроменский, В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, 1975. — 96с.
8. Петровский, А.В. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – Москва:«Академия», 1996. — 496 с.
9. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. Дубна: Феникс+, 2011. — 352 с.
10. Сосновский, Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А.Сосновского. – М.: Высшее образование, 2009. — 660с.
11. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003. — 379 с.
12. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М.: Педагогика, 1975. — 200 с.