1. Целевой блок
2. Научно-исследовательский блок
3. Диагностический блок
4. Творческий блок
5. Мультимедийный блок
6. Заключительный блок
7. Рефлексивно-оценочный блок
1. Целевой блок.
Актуальность. Объективная реальность не оставила никаких сомнений в том, что существование цивилизации, а также будущее самого человека как вида Homo sapiens в существенной степени зависят от решения важнейшей социальной задачи современного общества -сохранения здоровья человека. Социально-экономические и политические преобразования государств XX - XXI в.в., формирование общепланетарной цивилизации, глобализация мировых процессов, экологические проблемы ведут к целому ряду нерешенных проблем и негативно отражаются на здоровье людей. Во-первых, научно-технический прогресс, социально-экономическая трансформация общества, возрастающие требования к культурному и образовательному уровню людей изменили характер труда, что повлекло за собой информационные, интеллектуальные, психические перегрузки, снижение мышечной активности и иммунитета, как у детей, так и у взрослых людей. В связи с высокой технизацией, информатизацией современной среды обитания и усиливающейся дисгармонией между биологическими резервами, возможностями организма и требованиями социума, возросла социальная значимость образа жизни. Во-вторых, появление новых, чрезвычайно опасных болезней (СПИД, вирусные геморрагические лихорадки, птичий грипп, микоплазменные инфекции), уносящие жизни тысяч людей, социально значимые болезни (сердечнососудистые, онкологические, венерические заболевания, сахарный диабет, наркомания, алкоголизм и др.) снижают уровень здоровья и порождают негативные тенденции в демографической ситуации. В-третьих, сохранение традиционного менталитета населением и медицинскими работниками по отношению к индивидуальному здоровью и здоровью нации. Трудно достигнуть положительных результатов без активного отношения человека и населения к здоровью, изменения менталитета личности и общества. Эта сторона проблемы не менее важна, чем усилия со стороны государства.
2. Научно-исследовательский блок.
Список научных статей по теме портфолио
1. Короткевич, Т.В, Комплексная оценка состояния психического здоровья населения Республики Беларусь за период с 2002 по 2011 год // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2012. – №. – С.44-46.
В статье проведена комплексная оценка состояния психического здоровья населения Республики Беларусь за 2002-2011 годы. Установлено, что за последнее десятилетие состояние психического здоровья населения республики демонстрирует тенденции к росту первичной и общей заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами, в том числе связанной с употреблением ПАВ. В то же время отмечается стабилизация первичной инвалидности устройствам, а также снижение уровня суицидов.
2. Гузик Е.О., Гресь Н.А. Модель школы здоровья Республики Беларусь // Здоровье и окружающая среда
Изучен международный опыт создания здоровье сберегающей среды в учреждениях образования (УО). Проведено обследование и оценка состояния здоровья 259 учащихся в возрасте 10-12 лет двух гимназий г. Минска в динамике учебного года. Определены приоритетные внешне средовые факторы, негативно влияющие на здоровье детей. Выявленные приоритетные проблемы здоровье сбережения в условиях учреждений общего среднего образования Республики Беларусь позволили обосновать модель школы здоровья, в которой определены зоны воздействия, а также этапы ее реализации.
3. Маджуга, А.Г. Системоܙоܙбразующие оܙсноܙвания стратегии валеоܙлоܙгическоܙго оܙбразоܙвания в соܙвременных услоܙвиях / А.Г. Маджуга // Ученые записки университета Лесгафта. –2014. – №9 (115). – С. 181-186.
В статье представлена характеристика основных стратегий валеологического образования в современных условиях, в том числе и взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам внутрисемейных отношений. Особое внимание уделено рассмотрению компонентов здраво творчества и описанию механизмов, лежащих в его основе.
В контексте идей здраво творчества представлены определения понятий «валеологическая педагогика», «педагогическая валеология», «валеологическое образование», «валеологическое воспитание».
Впервые авторы с позиций современных мультидисциплинарных дефиниций дают классификацию разделов общей валеологии и характеризуют их специфику. Они конкретизируют предмет изучения современной валеологии, предлагают научно обоснованную модель здоровой личности. В рамках своего исследования они характеризуют этапы формирования здорового образа жизни и определяют ведущие стратегии участников образовательного процесса в отношении своего здоровья.
3. Диагностический блок.
Анкета для студента «Мое здоровье»
Цель: выявить отношение школьников к своему здоровью, пониманию важности проблемы его деятельности по физическому совершенствованию.
1. Часто ли вы пропускаете занятия по болезни ____?
а) из-за простудных заболеваний ____
б) из-за отсутствия закалки____
в) по другим причинам ( ______ ) ____
2. Делаете ли вы утром физическую зарядку ____?
3. Регулярно ли вы занимаетесь физкультурой ____?
4. Занимаетесь ли вы на занятиях физкультурой:
а) с полной отдачей ____
б) без желания ____
в) лишь бы не ругали ____
5. Регулярно ли вы занимаешься спортом ____?
а) школьная секция ____
б) спортивная школа ____
6. Оцени степень усталости на занятиях сегодня
а) 1 пара ____
б) 2 пара ____
в) 3 пара ____
Г) 4 пара ______
4. Творческий блок.
Эссе «Проблемы здоровья»
Здоровье - это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения человека и всех в обществе
(И.Брехман).
Общеизвестно, что здоровье поколения формируется при тесном взаимодействии биологических и социальных факторов. Хотя к моменту поступления в вуз морфофункциональное созревание организма в основном завершено, существенные гормональные перестройки, связанные с половым созреванием, продолжаются. Особенности современных условий жизни, быстрый темп развития техники, модернизация учебных процессов, рост информационной нагрузки представляют организму студента повышенные требования.
Некоторые люди по-прежнему считают, что здоровье и соответствующее образование сводятся в основном к поддержанию чистоты и предотвращению болезней. Однако идея здоровья значительно шире, чем представление о гигиене и «отсутствие болезней».
В определенной степени каждый человек имеет свои критерии здоровья и нездоровья. Здоровый человек хочет активно двигаться, гулять или заниматься любимым делом, общаться с друзьями и близкими. У него нормальный аппетит (но не чрезмерный),хорошее настроение, кожа ровного цвета (не бледная и не слишком красная), без дефектов (шелушение, прыщи, покраснения, пятна). Болезнь характеризуется набором жалоб (симптомов). Одни из них специфичны для конкретных болезней, другие, например, слабость, утомляемость, нарушение аппетита, встречаются при разных заболеваниях. Обычно любая болезнь сказывается на состоянии не одной, а многих систем организма. Так, если у человека больной желудок, то происходят нарушения пищеварения и усвоения питательных веществ, в результате чего ухудшается состояние кожи (она теряет свою эластичность, приобретает землистый цвет), волос (они тускнеют, становятся ломкими и секущимися), человек быстро утомляется при физических и умственных нагрузках и т. п.
5. Мультимедийный блок.
В блок вошли ролики социальной рекламы о здоровье и здоровом образе жизни, которая будет интересна подросткам и молодежи.
1) Комедийная реклама «Здоровый образ жизни»
Реклама предназначена для молодежи и подростков, в нескучной и нетривиальной форме она заставляет задуматься о здоровье.
6. Заключительный блок.
Целью данного портфолио является рассмотрение проблем здоровья: субъективных, объективных и социальных.
При работе над портфолио была изучена научная и методическая литература по теме портфолио, выявлены диагностики состояния здоровья для молодежи, разработана программа тренинга «Мое здоровье» для студентов, подготовлено эссе по теме «Проблемы здоровья», проведен анализ научной статьи, подобран мультимедийный материал и др.
При определении показателей здоровья необходимо различать понятия индивидуального, общественного здоровья и здоровья общества.
Индивидуальное здоровье – динамическое состояние человека, которое определяется механизмами самоорганизации его систем (устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс), характеризуется энергетическим, пластическим и информационным обеспечением процессов самоорганизации, а также является основой проявления биологических (выживаемость – сохранение особи, репродукция – продолжение рода) и социальных функций (Апанасенко Г. Л.).
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) индивидуального здоровья:
1. Духовно-нравственный – это, прежде всего, сила духа человека и иерархия его жизненных ценностей, на основе которой формируется индивидуальная программа жизнедеятельности. Это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. Он в значительной мере определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием.
2. Психический (личностный) – способность осознавать себя личностью, адекватной своему биологическому возрасту и полу; состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности; способность относиться к здоровью, прежде всего – своему, как к ценности, обеспечивающей возможность удовлетворения духовных потребностей. Здесь выделяется понятие «психическое здоровье» как состояние психической сферы человека.
7. Рефлексивно-оценочный блок.
В ходе подготовки данного портфолио были проблемы здоровья. По итогам изучения можно сделать вывод, что проблемы здоровья человека являются чрезвычайно актуальными как для всего мира, так и для Республики Беларусь. В нашей стране делается немало для сохранения здоровья населения: ведется лечебная и профилактическая работа. Однако сохранение здоровья невозможно без активной работы самого человека над собой, здорового образа жизни, включающего правильное питание, физическую активность, отказ от вредных привычек, умственный и физический отдых.
В ходе данного исследования были использованы следующие методы: анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный, проблемный, мультимедийные технологии.