Введение
1. Современные авторские экологические программы
2. Экологическая программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»
3. Экологическая программа Н. Л. Рыжовой «Наш дом – природа»
4. Экологическая программа Н. Н. Кондратьевой «Мы»
5. Классификация программ по направленности содержания: биоцентрические, социально-экологические, культурно-экологические
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии [6, c. 4].
Сформировалась так называемая общая концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним [3, c. 6-8].
Цель контрольной работы – описать основные направления экологического образования в современных авторских программах для учреждений дошкольного образования, изложить их классификацию.
Задачи контрольной работы:
- перечислить современные авторские экологические программы;
- охарактеризовать экологическую программу С. Н. Николаевой «Юный эколог»;
- описать экологическую программу Н. Л. Рыжовой «Наш дом – природа»;
- охарактеризовать экологическую программу Н. Н. Кондратьевой «Мы»;
- привести классификацию программ по направленности содержания.
1. Современные авторские экологические программы
Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Воспитатель, заведующий детским садом, дошкольный методист, специалист районной системы управления – ключевые фигуры, от которых зависит осуществление на практике экологического воспитания дошкольников. Именно этих специалистов готовят на дошкольных факультетах педагогических вузов – их высококвалифицированное понимание экологических проблем обеспечит необходимый уровень профессионализма в практической деятельности [7, c. 146-147].
Вторая половина 1990-х годов - это бурное проявление творческой инициативы в экологическом образовании: исследовательскими коллективами и отдельными авторами создается множество программ.
За последнее время были созданы программы двух типов:
- комплексные, направленные на всестороннее развитие детей;
- парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Среди парциальных программ - немало экологических [2, c. 52-62].
К числу комплексных программ относятся:
- «Радуга» (автор Т. Н. Доронова);
- «Детство» (авторский коллектив РГПУ им. А. И. Герцена, под редакцией Т. И. Бабаевой);
2. Экологическая программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»
Светлана Николаевна Николаева – доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования. Программа «Юный эколог» разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении многих лет в Российской академии образования. Программа имеет обстоятельное методическое обеспечение, в том числе опубликованные ранее разработки по созданию эколого-педагогической среды в дошкольном учреждении и разработки конкретных технологий для практической работы с детьми разных возрастных групп [3 c. 3-5].
Программа «Юный эколог» вместе с обеспечением – программно-методическая система всестороннего воспитания дошкольника с экологическим уклоном. Цель программы – воспитывать экологическую культуру дошкольников [2, c. 108-110].
Программа "Юный эколог" включает две подпрограммы. Первая ориентирована на детей - по ней можно развивать экологическую культуру дошкольников 2-7 лет в любых образовательных учреждениях. Другая – предназначена для взрослых (воспитателей, педагогов дополнительного образования). По ней можно осуществить повышение квалификации тех педагогов, которые занимаются экологическим воспитанием детей [6, c. 23-225].
Содержание первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы (триада «вижу-слышу-осязаю»), эмоциональном взаимодействии с ней (любой контакт с природой обязательно вызывает какие-либо эмоции), элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ [2, c. 108].
3. Экологическая программа Н. Л. Рыжовой «Наш дом – природа»
Программа "Наш дом - природа" ставит своей целью с первых лет жизни воспитывать гуманную, социально-активную личность, способную понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней. Она направлена на формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем, на развитие экологически грамотного и безопасного поведения ребенка [2, c. 94].
Программа "Наш дом - природа" уделяет внимание следующим вопросам:
- понимание ценности природы;
- осознание ребенком себя как части природы;
- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения животным и растениям независимо от наших симпатий и антипатий;
- понимание того, что в приводе все взаимосвязано, и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения;
- воспитание у детей активной жизненной позиции;
- обучение основам элементарной экологической безопасности;
- формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов в быту (электроэнергия, вода, газ);
- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка);
- понимание неповторимости окружающего мира [4, c. 202-205].
Н. А. Рыжова замечает, что у подрастающего поколения нужно сформировать новое экологическое сознание, суть которого заключается в том, что человек - особая, разумная часть природы, а экология - не просто наука, это целое мировоззрение.
Программа "Наш дом - природа" обеспечивает преемственность экологического образования дошкольников и учащихся начальной школы по предметам "Окружающий мир", "Природоведение", "Экология" [4, c. 200-202].
4. Экологическая программа Н. Н. Кондратьевой «Мы»
Цель программы «Мы» - воспитание гуманно-ценностного отношения к природе, способствовать формированию экологической воспитанности ребёнка, являющейся закономерным результатом приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования [2, c. 83].
Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат:
- доброжелательность к живым существам;
- эмоциональная отзывчивость на их состояние;
- интерес к природным объектам;
- стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ;
- желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Задачи программы «Мы»:
- развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
- формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
- помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
- личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
5. Классификация программ по направленности содержания: биоцентрические, социально-экологические, культурно-экологические
Экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, активно внедряющееся в жизнь дошкольных учреждений. В настоящее время существует множество программ, раскрывающих различные теоретические подходы к экологическому образованию детей [1, c. 128].
В 1990-х годах появилось много программ по экологическому образованию дошкольников разного возраста. Одни из них впоследствии получили широкое распространение, другие активно использовались дошкольными учреждениями в течение определенного времени. Опыт показал, что во многом успешность внедрения той или иной программы зависела от наличия методических рекомендаций, формы подачи материала, связи ее содержания с другими направлениями работы дошкольных учреждений [5, c. 4-6].
Анализ парциальных программ по экологическому образованию дошкольников позволил условно разделить их на три основных группы:
- экологической направленности (в основном биоэкологической);
- эстетико (культурно)-экологической направленности;
- социально-экологической направленности [1, c. 130].
Для программ экологической направленности характерно включение вопросов классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и тому подобное). К ним отнесены программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Мы» Н. Н. Кондратьевой, «Паутинка» К. Л. Васякиной-Новиковой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой [1, c. 130-131].
Для второй группы программ характерен акцент на эстетическую и нравственную воспитанность детей, вопросы самой экологии отходят на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (земля, воздух, огонь, вода). Многие из программ опираются на идеи Н.К. Рериха. В данную группу, к примеру, можно отнести программы В. И. Анишкова и С. Г. Анишковой «Семицветик», «Мир вокруг нас» Т. В. Поповой, «Мы – земляне» Н. Вересова [1, c. 131-132].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дошкольный период у детей закладываются основы личности. Это наиболее благоприятный период для формирования основополагающих ценностей - в том числе и для воспитания позитивного отношения к природе.
Когда ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, начинают формироваться принципы эмоционально-ценностного взаимодействия с миром, а также основы нравственных позиций. Впоследствии все это найдет отражение во взаимодействии ребенка с обществом и природой - противопоставлением или ощущением неразрывности с ней.
Таким образом, детский сад становится одним из первых звеньев экологического воспитания.
Как уже отмечалось, под экологическим воспитанием дошкольников понимается ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
В работе были рассмотрены современные авторские экологические программы, обеспечивающие процесс экологического воспитания. Также более подробно рассмотрены экологические программы С. Н. Николаевой «Юный эколог», Н. Л. Рыжовой «Наш дом – природа», Н. Н. Кондратьевой «Мы». Данные программы направленны на реализацию конкретных целей и задач, каждая из них основывается на определенных принципах, имеют свое неповторимое содержание и структуру, реализуются с помощью конкретных методов и форм работы.
Так же в работе представлена классификация программ по направленности содержания (биоцентрические, социально-экологические, культурно-экологические). Приведены примеры программ экологического воспитания каждой группы. Таким образом цели и задачи работы решены.
1. Гончарова, Е. В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Гончарова. – Нижневартовск : Нижневарт. гуманит. ун-т, 2008. - 326 с.
2. Зебзеева, В. А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей : обзор программ дошкольного образования / В. А. Зебзева. – М. : Сфера, 2009. - 128 с.
3. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2002. – 336 с.
4. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. – М. : Карапуз, 2001. – 432 с.
5. Серебрякова, Т. А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Т. А. Серебрякова. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2013. – 224 с.
6. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – 2-е изд., испр. – М. : Академа, 2001. – 184 с.
7. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология : учеб. пособие / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – 480 с.