Введение.
1. История развития и становления педагогики как науки.
2. Педагогические идеи в творчестве Ф. Скорины.
3. Влияние идей С. Будного, М. Смотрицкого на развитие педагогической мысли на территории Беларуси.
4. Педагогические идеи и деятельность С. Полоцкого.
Заключение.
Список использованных источников.
Введение.
Тема данной работы связанна с кратким историческим обзором становления и развития педагогики как науки. Актуальность этой работы, как и любых работ, рассматривающих предмет с исторической точки зрения несомненна. Ведь такое рассмотрение дает возможность как бы пройти путь развития вместе с объектом исследования, попутно отмечая его изменения на всех стадиях. Это дает отличную почву для анализа и сопоставления ситуации с современной, выявления причин возникновения тех или иных идей.
Объектом данной работы явилась педагогика в целом, а предметом – ее становление и историческое развитие как науки, а также деятельность белорусских просветителей с точки зрения влияния на мировую педагогическую мысль.
1. История развития и становления педагогики как науки.
Общее понятие педагогики развивалась еще в древнеегипетской, древнегреческой, средневековой философии, развивается она и до сих пор. В начале XVII века английский ученый Фрэнсис Бэкон выделил педагогику из структуры философских знаний, а также она была закреплена в трудах чешского педагога Яна Амоса Каменского. В настоящее время педагогика как наука взаимодействует с медициной, историей, философией и другими науками. [1]
К данному времени педагогика прошла длинный исторический путь, который можно разделять на 3 этапа:
Эмпирический этап;
Этап формирования педагогики, как науки;
Этап развития педагогики в ХХ в. [6]
Далее дадим краткую характеристику каждого из этапов.
Эмпирический этап. Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений.
На Западе издавна существовали школы афинского и спартанского воспитания, школы греческой культуры, монастырские, городские, соборные и городские школы, системы иезуитского и христианско-католического обучения.
2. Педагогические идеи в творчестве Ф. Скорины.
Наиболее известным белорусским просветителем, внесшим свой вклад в мировую педагогическую мысль безусловно является Франциск Скорина.
Родился Франциск Скорина около 1490 года в семье купца Луки (Лукиана) в городе Полоцке, который в то время являлся одним из крупнейших политических и культурных центров Великого княжества Литовского.
Начальное образование юный Франциск получил в родительском доме, где постигал азы чтения и письма, а затем изучал латинский язык в школе при Полоцком монастыре, основанном в 1498 году по инициативе великого князя Александра Ягеллона.
В 1504 году поступил в один из лучших европейских университетов того времени – Краковский – на факультет "вольных искусств" и спустя два года получил свою первую ученую степень – бакалавра философии.
В 1517 г. в Вильно он издал на старобелорусском (древнерусском) языке 22 книги Библии и Псалтырь, затем «Малую подорожную книжицу» и «Апостол». Для каждой книги Ф. Скорина писал предисловие, а иногда послесловие, в которых излагал свои взгляды на природу права, государства и власти. [7]
Социально-правовые взгляды Ф. Скорины сложились под влиянием тогдашних идей западного христианского мира, в частности Фомы Аквинского. [3,1]
3. Влияние идей С. Будного, М. Смотрицкого на развитие педагогической мысли на территории Беларуси.
Далее раскроем роль таких просветителей, как Сымеон Будный и Мелетий Смотрицкий на развитие педагогической мысли в Беларуси.
Сымеон Будный - деятель белорусской культуры, гуманист, активный деятель религиозно-национального движения в Литве и Беларуси, попавших под власть Польши. Родился в 1530 году. Окончил Ягеллонский университет в Кракове, учился в Италии, Швейцарии, был одним из наиболее образованных людей своего времени. Начал деятельность в 1558 в качестве кальвинистского проповедника. Организовал в Несвиже типографию, где в 1562 издал на белорусском языке «Катехизис» и др. книги, в которых выступал с резкой критикой религиозных догматов. В 70-х гг. выступил с проповедью взглядов, отрицавших божественность природы Христа и необходимость поклонения ему. Резко критиковал пороки католической и православной церквей. Гуманистические идеи Будного нашли выражение в его утверждении человеческой личности, разума, в стремлении к положительным знаниям. Подобно Скорине, являлся борцом за единство культуры славянских народов; был лично знаком с русским первопечатником И. Федоровым. Идеи Будного. получили распространение главным образом среди шляхетства и некоторых крупных феодалов Белоруссии и Литвы. Будный не выступал за уничтожение крепостничества, а ограничивался лишь осуждением злоупотреблений со стороны феодалов. На Луцловицком соборе (синоде) 1582, на котором преобладали умеренные взгляды, за свои радикальные религиозно-философские воззрения был лишён сана и осужден как еретик; его сочинения сжигались на кострах, а сам он подвергался жестоким гонениям и преследованиям. [5,6]
4. Педагогические идеи и деятельность С. Полоцкого.
Не менее важной фигурой для отечественной просветительской деятельности (в том числе и педагогической) стал Симеон Полоцкий.
Можно долго называть то чем занимался в своей жизни Симео́н По́лоцкий — деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, московский придворный астролог.
Родился в Полоцке, там же получил начальное образование, затем учился в Киевской братской коллегии, в Виленской иезуитской коллегии. Несколько лет работал в Полоцке в братской школе. Свою жизнь делит на два периода: русский и белорусский. В 1664 году С. Полоцкий уезжает в Москву где, его хорошо принимает царь Алексей Михайлович. При содействии царя открывает при Спасском монастыре дипломатическую школу, с 1667 учит царских детей (Алексея, Федора и Софью), наблюдает за воспитанием Петра. В Кремле была открыта типография, которой руководил С. Полоцкий. Издает ряд книг Тестомент Василия царя Греческого, Псалтырь(переложенный в стихотворную форму), Букварь с Предисловием к юношам учиться хотящим. Написал сборники стихов, которые посвящены воспитанию и обучению. [4]
Заключение.
В завершение работы можно сделать следующие выводы:
К данному времени педагогика прошла длинный исторический путь, который можно разделять на 3 этапа:
Эмпирический этап;
Этап формирования педагогики, как науки;
Этап развития педагогики в ХХ в.
Огромный вклад в просветительское движение внесли все рассмотренные в работе ученые.
Уроженец древнего Полоцка, выдающийся философ, просветитель, гуманист, писатель, учёный эпохи Возрождения Франциск Скорина вошёл в историю как "отец" восточноевропейского книгоиздания: именно он в 1517 году впервые издал Библию на старобелорусском языке для "людей посполитых к доброму научению". Основные педагогические идеи Скорины связанны с проповедованием Гуманистических идей добра, справедливости и любви к ближнему.
1. Дьяконова, О.Н. История развития педагогики как науки: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.
2. Матарас, В. Н. Политико-правовые взгляды Ф. Скорины: учебное пособие/В. Н. Матарас.- Минск, 2013.- 3 с.
3. Медельцов, А. Ф. Симеон Полоцкий – великий белорусский просветитель: учебное пособие/ А. Ф. Медельцов.- Минск, 2015, 7 с.
4. Мелетий Смотрицкий, архиепископ Полоцкий: «зри, внимай, разумей, рассмотряй, памятуй»: электронный ресурс.- Образовательный портал.- URL: http://history-belarus.by/pages/figures/smotrickij.php.
5. Порецкий, Я. И. Симеон Будный – передовой белорусский мыслитель XVI в.: учебное пособие/ Я. И. Порецкий.- Минск, 1995, 18 с.
6. Сильченкова, Т. Н. Основные исторические этапы развития педагогической науки: электронный ресурс.- Образовательный сайт Сильченковой Т. URL: http://www.silchenkova.ru/ist_etap_ped_nayki/index.html.
7. Франциск Скорина: электронный ресурс.- Официальный сайт Республики Беларусь.- URL: http://www.belarus.by/ru/about-belarus/famous-belarusians/francysk-skaryna.