1. Белорусский орнамент
2. Русский орнамент
3. Основные принципы построения узора
4. Композиция узора, стилизация, цвет, симметрия, ритм
Список использованных источников
1. Белорусский орнамент
Основное место в белорусском народном изобразительном искусстве принадлежит художественному орнаменту, глубоко вошедшему в быт народа. Богатством колорита и форм орнамента особенно отличались изделия ткачества, вышивки и резьба по дереву. Особенностью белорусских орнаментальных форм было использование преимущественно геометрических фигур - четырехугольника, квадрата, ромба («круга»), полоски и их частей. Иногда эти фигуры переходили в растительные формы. Разнообразие декоративного рисунка, богатство расцветки достигалось применением различных технических приемов (тканье с помощью дощечек, шнурков), умелым использованием простейших элементов орнамента, расположенных в комбинациях ритмическими рядами. Отдельные фигуры, графически не связанные в орнаментальный ряд, использовались редко. По виду изобразительного элемента или мотива, который используется в орнаменте, его подразделяют на: Геометрический – точки, ленты, ломаные линии, прямые и зигзагообразные линии, круги, ромбы, шестиугольники, звезды, кресты. Растительный – стилизованные листьях, цветы, плоды, чаще всего лотос, акация, виноград. Природный или космогонический – стилизованные явления природы – молнии, языки пламени, солнце, луна, звезды и остальные [4, c. 56]. В качестве изобразительных элементов используются также так называемые комплексные мотивы – мотивы с двойным назначением: обрядовым и декоративным. К ним относятся художественные или орнаментальные надписи, например, арабский или древнерусская вязь, стилизованные китайские иероглифы. В этих случаях надпись несет смысловую нагрузку и одновременно является украшением.
2. Русский орнамент
Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись – тип росписи домашней утвари – прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён. Предметы густо испещрены дробным узором – звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный – сажа и красный – «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента – солярные диски, ромбы, кресты – напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы. Среди орнаментов – фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет [2].
3. Основные принципы построения узора
Композиция (от лат. сотроsitio) – это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением. Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением. Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи. Нужно освоить теоретический и практический опыт прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом сегодняшнего дня. Ряд правил композиции остаются едиными и обязательными для всех видов изобразительного творчества. Это правила симметрии, устанавливающие закон гармонии пропорций, частей и целого; правила статики и динамики (покоя и движения в пластическом решении композиции); правила ритма – закономерного чередования больших и малых форм; и ряд других. Композиция – это язык художественного произведения. Образы орнаментального искусства могут передаваться на условном символическом языке или же сами представлять собой символы, способные выразить эмоционально-смысловое и образное содержание. К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, фактура. Все они являются в то же время элементами композиции [8].
4. Композиция узора, стилизация, цвет, симметрия, ритм
Математически "правильный" орнамент может быть развит с одиночной клеточки, может быть восстановлен по небольшому фрагменту, где сразу прослеживается неизменный закон его построения. Орнамент, который допускает варианты – структура более сложная, она отличается полной непредсказуемостью в развитии своего мотива. При этом мера и сам характер этой свободы могут быть довольно разнообразными. Существуют орнаменты, где вовсе нет устойчиво повторяющихся элементов, где мотивы повторяются нерегулярно, выполняется только единая плотность их размещения по поверхности. Уровнем порядка не исчерпываются выразительные возможности орнаментального искусства. Одна и та же группа элементов, одна ритмичная схема может лежать в основе чрезвычайно различных по впечатлению орнаментов. Один из наиболее важных прoявлений композиционного ритма – структура образованной им поверхности, мера ее разбиения и связанности. Один из приёмов здесь построен на примере лоскутного одеяла, где каждый элемент орнамента, соответствующий соседним по размеру, форме и расположению, противостоит остальным как особый по фактуре, цвету или декоративной обработке поверхности. Другой приём напоминает по структуре кружево - сплетение нитей, бесконечно перетекающие друг в друга элементы, где один мотив не имеет видимого начала и конца. Оба этих сетчатых орнамента могут быть исполнены в различных техниках на единой поверхности сосуда или прочей кухонной утвари, например.
1. Буткевич, Л.М. История орнамента / Л.М. Буткевич. – М.: Владос, 2008.
2. Гасюк, Е.О., Степан М.Г. Исторический ракурс художественного вышивания Народно-прикладное искусство / Е.О. Гасюк, М.Г. Степан. – М., 1998.
3. Данилов, В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда / В.Н. Данилов. – Минск: УИЦ БГПУ, 2004.
4. Емшанова, Н.А., Ворончихин Н.С. Орнаменты. Стили. Мотивы. – Истра, 2009.
5. Кацар, М.С. Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка / М.С. Кацар Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 1996.
6. Лобачевская, О., Зимина, З. Белорусский народный костюм декоративные швы / О. Лобачевская, З. Зимина. – М.: Беларуская навука, 2009.
7. Макаренко, Т.А. Народные промыслы как средство этнопедагогики / Т.А. Макаренко // Педагогический вестник, 2006, № 9.
8. Сахута, Я.М. Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва / Я.М. Сахута. – Минск: БГУК, 2001.