1. Композиция в декоративно-прикладном искусстве
1. Композиция в декоративно-прикладном искусстве
Декоративно-прикладное искусство и в наши дни является одним из самых разнообразных видов изобразительного искусства, в котором используются многочисленные средства художественной выразительности, а также совершенствуются и постоянно создаются новые специальные формы, методы и приемы, характерные для данного вида художественного творчества. Декоративно-прикладное искусство – широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями [1, с. 167]. В творческом понимании композиция – это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею.
Декоративная композиция – композиция с высокой степенью выразительности и декоративности, включающая в себя элементы стилизации, абстракции, усиливающий ее эмоционально - чувственное восприятие [4, с. 55]. Основной целью декоративной композиции принято считать достижение ее максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или полным отказом от достоверности изображения. Художественнее начало в декоративно-прикладном искусстве, в том числе и в декоративной композиции, связано с целесообразностью и выразительностью формы предмета. При создании декоративных композиций, также как и при создании объекта декоративно-прикладного искусства, чаще используется метод творческой стилизации, который предполагает создание натурального объекта в виде художественного символа, т.е. происходит творческое переосмысление автором реально существующих объектов природы и окружающего мира. Основной задачей в данном процессе является создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность. Конечным результатом процесса становится нечто новое т.е. то, чего нет в окружающем нас мире [3, с. 71]. Процессу стилизации присущи: упрощение форм, обобщенность деталей, символичность, передача более четкой геометрической структуры, чувственность. Эти основные черты помогают создать качественно новый художественный образ изображаемых вещей, предметов. В процессе стилизации художник отказывается от всего второстепенного, несущественного, мешающего четко передать объект. Его цель – обнаружить самое главное, характерное, раскрыть суть, передать эмоциональные впечатления. Как правило, декоративные композиции становятся важными дополняющими элементами дизайна экстерьеров и интерьеров общественных зданий и сооружений, жилых домов, образуя с ними гармоничные ансамбли, отличающиеся художественной целостностью, оригинальностью, гармоничностью.
1. Власов, В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства [Текст]: В 10 т. Т. 3./ В.Г. Власов. – СПб.: Азбука-Классика. – 2005. – 423 с.
2. Власов, В. Г. Основы теории и истории декоративно- прикладного искусства [Текст] / В.Г. Власов. – СПб., 2012. – 156 с.
3. Ермолаева, Л.П. Декоративная живопись [Текст] / Л.П. Ермолаева. – М.: «Издательство Гном и Д», 2003. – 120 с.
4. Косогорова, Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В.Косогорова, Л.В.Неретина. – М. :Академия, 2012 – 224 с.:
5. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция [Текст] / Г.М. Логвиненко. – М.: Владос, 2008. – 144 с.