1. Целевой блок.
Актуальность. Важную роль здоровый образ жизни играет в дошкольном возрасте, так как именно в этот период закладываются основы дальнейшего поведения – здорового либо нездорового. Вопросы укрепления здоровья детей, формирования основ здорового образа жизни, начиная с раннего детства, являются приоритетными для многих наук о человеке. Здоровый образ жизни – мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество целом. Складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа. В Республике Беларусь созданы необходимые предпосылки для внедрения в практику дошкольных учреждений физического воспитания личностно ориентированной направленности. Они регулируются соответствующими нормативными правовыми документами, методическими наработками, которые определяют методологические основы и содержание физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Основополагающее значение для здоровья и развития детей имеет учет в образовательном процессе принципов взаимодействия личности ребенка, семьи и общества. Здоровьесберегающий процесс в учреждениях дошкольного образования направлен на сохранение, укрепление физического, психического и социального благополучия всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. По отношению к ребенку он обеспечивает формирование необходимых знаний, осознанного отношения к своему здоровью, умений поддерживать и охранять его, позволяет эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
2. Научно-исследовательский блок.
Список научных статей по теме портфолио
1. Название: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ»
Автор: ГЛУШКОВА, И.Г.
ЖУРНАЛ: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Номер: 1 (4) Год: 2015 Страницы: 224-233
Аннотация:
В статье проанализированы понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни охарактеризован как совокупность мероприятий, направленных на профилактику болезней, укрепление и поддержание соматического здоровья, сохранение психологического и социального благополучия.
Автор рассматривает вопрос формирования основ здорового образа жизни как необходимого, постоянного слагаемого в формировании познавательной активности детей, в определении составляющих успешного формирования основ ЗОЖ у детей и их родителей, а также у самих педагогов. Раскрываются вопросы систематизации мероприятий по сохранению, укреплению здоровья детей, по формированию осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляции своего поведения в соответствии с ними, а также систематизации разнообразных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни. Автор отмечает необходимость использования творческого потенциала педагогов и родителей, их опыта, знаний для формирования основ ЗОЖ у детей.
2. Название: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО: СТРУКТУРА И ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ»
3. Диагностический блок.
АНКЕТА СТУДЕНТА
«Здоровый образ жизни»
Уважаемый респондент! Перед Вами анкета, целью которой является выяснение осведомленности студентов по проблемам здорового образа жизни.
Выберете, пожалуйста, в каждом вопросе/утверждении один или несколько вариантов ответов, отметьте их «галочками»
. Заранее благодарим за сотрудничество!
1. Выберите пункты, которые, по Вашему мнению, отражают содержание выражения «здоровый образ жизни»
- отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков)
- здоровое питание, соблюдение режима дня
- соблюдение правил гигиены
- умеренное употребление алкоголя
- отсутствие беспорядочной половой жизни
- занятия спортом, поддержание оптимальной физической формы
2. Что, по Вашему мнению, можно отнести к выражению «здоровый образ жизни»?
- регулярное посещение врача с целью профилактики
- доброжелательные отношения с другими людьми
- умение справляться со своими эмоциями, гармония с собой
- интерес к информации о здоровом образе жизни
- широкий круг интересов, богатая духовная жизнь, наличие хобби
- другое (укажите) ____________________________
3. Считаете ли Вы необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?
- считаю, что это необходимо
- считаю, что это важно, но не главное в жизни
- эта проблема меня не волнует
4. Творческий блок.
Эссе «Семья и детский сад в формировании ЗОЖ дошкольника»
Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе
Патрик Фосс, немецкий валеолог
Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной. Особенно значима эта проблема в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Воспитание у дошкольников культуры здоровья без тесного сотрудничества с семьей практически невозможно. Поэтому встает вопрос о том, как добиться более тесного контакта с родителями, сделать их своими партнерами в нашем общем деле. Приступая к работе по оздоровлению, эффективность оздоровительной работы будет во многом зависеть от того, как поддержат и продолжат оздоровление детей родители в семье, что, в свою очередь будет зависеть от тех подходов к взаимодействию, которые найдет педагог детского сада.
Система работы по взаимодействию с семьей по оздоровлению детей обеспечит ее эффективность: рост воспитательного и оздоровительного потенциала семьи; характер обращения родителей к воспитателю как показатель роста интереса к оздоровлению детей; рост посещаемости родителями и старшими членами семьи мероприятий, активность в выполнении домашних заданий по программе; рост спектра совместных дел родителей и педагога; положительное мнение родителей о компетентности педагогов и руководителей детского сада в вопросах оздоровления, удовлетворенность оказанной помощью; осознанное использование педагогической литературы по оздоровлению.
5. Мультимедийный блок.
В данный блок входят следующие материалы:
1) Мультфильм «Азбука здоровья – кому нужна зарядка» (2 минуты)
6. Заключительный блок.
В ходе работы над портфолио в соответствии с целью изучался материал по проблеме «ЗОЖ в учреждениях дошкольного образования и семьи».
В ходе работы над педагогическим портфолио была проведена следующая работа:
а) изучена научная литература,
б) подобран диагностический материал,
в) выполнено творческое задание,
г) подобран мультимедийный материал.
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения. Работа по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны осуществлять семья и дошкольное учреждение, как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребёнка. Поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка, особое внимание необходимо уделять постоянному совершенствованию форм и методов работы с родителями.
Можно предложить план взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей по данной проблеме.
7. Рефлексивно-оценочный блок.
В ходе подготовки данного портфолио были изучены проблемы здорового образа жизни дошкольников и влияния учреждения дошкольного образования и семьи на данный процесс.
а) В ходе данного исследования была проведена следующая работа: рассмотрена научная литература по теме исследования, подобран диагностический материал по теме исследования, выполнено творческое задание, подобран мультимедийный материал по теме портфолио.
б) В работе трудностей у меня не было, так как эта тема интересная и актуальная в современном мире.
в) В портфолио я включила тот материал, который хотела. В ходе профессиональной деятельности его можно будет дополнять и расширять.