ВВЕДЕНИЕ
КОНЦЕПЦИЯ СМЕНЫ ПАРАДИГМЫ Т. КУНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Важнейшим понятием концепции развития научного знания, которую предложил Т. Кун (1922 – 1996), является понятие парадигмы. Свои главные идеи Кун изложил в монографии «Структура научных революций».
Концепцию Куна целесообразно рассматривать в русле полемики с кумулятивистской моделью развития научного знания, которую предложили логические позитивисты. «Парадигма» – это совокупность научных достижений, в первую очередь, теорий, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени. Парадигмой можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, получивших всеобщее признание и в течение какого-то времени направляющих научное исследование. Примерами подобных парадигмальных теорий являются физика Аристотеля, геоцентрическая система Птолемея, механика и оптика Ньютона, кислородная теория горения Лавуазье, электродинамика Максвелла, теория относительности Эйнштейна, теория атома Бора и т. п. Таким образом, парадигма воплощает в себе бесспорное, общепринятое знание об исследуемой области явлений природы.
Однако парадигма – это не только знание, выраженное в законах и принципах. Ученые – создатели парадигмы – не только сформулировали некоторую теорию или закон, но они еще решили одну или несколько важных научных проблем и тем самым дали образцы того, как нужно решать подобные проблемы. Например, Ньютон не только сформулировал основоположения корпускулярной теории света, но в ряде экспериментов показал, что солнечный свет имеет сложный состав и как это можно обнаружить. Эксперименты Лавуазье продемонстрировали важность точного количественного учета веществ, участвующих в химических реакциях. Таким образом, понятие парадигмы включает представление об определенных методологических стандартах, т.е. о тех теоретических и эмпирических методах и средствах, с помощью которых возможно проведение соответствующих исследований.
Концепция смены парадигмы Т. Куна
В современной западной философии проблем роста и развития знаний являются центральными. Особенно активно данные проблемы разрабатывают сторонники постпозитивизма, к которым относятся Поппер, Кун, Лакатос и другие.
Важный вклад в разработку проблематики исторического развития науки внес Т. Кун (1922—1996), создав свою концепцию научных революций.
Кун обратил особое внимание на те этапы истории науки, когда кардинально менялась стратегия научного исследования, формировалась радикально новая фундаментальная концепция, новое представление об изучаемой реальности, новые методы и образцы исследовательской деятельности.
Эти этапы обозначаются философом научными революциями. Их Кун противопоставлял «нормальной науке», а само историческое развитие научного знания представлял в качестве поэтапного чередования периодов нормальной науки и научных революций.
Кун в книге «Структура научных революций» говорит о том, что наука – социальный институт, в котором действуют социальные группы и организации.
Главное объединяющее начало общества ученых представляет собой единый стиль мышления, признание данным обществом определенной совокупности фундаментальных теорий и методов. Эти положения, которые объединяют сообщество ученых, Кун назвал парадигмой.
По Куну, развитие науки является скачкообразным, революционным процессом, сущность которого выражена в смене парадигм.
Развитие науки подобно развитию биологического мира – однонаправленному и необратимому процессу.
Ключевое понятие, позволившее различать и описывать эти периоды, стало именно понятие парадигмы – некоторая система фундаментальных знаний и образцов деятельности, которые получили признание научного сообщества и целенаправляют его исследования.
Научная парадигма – это совокупность знаний, методов, образцов решения задач, ценностей, разделяемых научным сообществом.
Понятие парадигмы включает в анализ исторической динамики науки не только собственно методологические и эпистемологические характеристики роста научных знаний, но и учет социальных аспектов научной деятельности, которые выражаются в функционировании научных сообществ.
Научное сообщество характеризуется как группа ученых, у которых есть необходимая профессиональная подготовка и которые разделяют па-радигму –систему понятий, принци¬пов, образцов и норм исследовательской деятельности.
Парадигма выполняет две функции:
- познавательная;
- нормативная.
Заключение
Накопление знания, совершенствование методов и инструментов, расширение сферы практических приложений и т.п. совершаются только в период «нормальной» науки. Научная революция приводит к отбрасыванию всего того, что было получено на предыдущем этапе, работа науки начинается как бы заново, на пустом месте. Таким образом, в целом развитие науки получается дискретным: периоды прогресса и накопления разделяются революционными провалами, разрывами ткани научного знания.
Представление о развитии научного знания как постепенном накоплении новых данных и уточнении теорий в значительной мере отражает состояние современного естествознания. Однако в некоторых случаях, когда берется более широкая историческая перспектива, или когда речь идет не только о естествознании, возможна и иная модель развития знания. В частности, в истории развития представлений о природе были случай, когда это развитие началось как бы сначала, после того как были полностью отброшены существовавшие долгое время до этого другие представления. Например, физика Ньютона не является продолжением и развитием физики Аристотеля. Эти доктрины строятся на разных исходных предположениях. Точно также и научная химия не является продолжением средневековой алхимии.
Мысль о смене парадигм – достаточно плодотворная идея. Примером ее, в частности, является и история философии, как, например, переход от проблематики, которая была характерна для средневековой философии к философии Нового времени, а от нее – к современной неклассической философии.