1. Значение труда в формировании личности дошкольника
2. Особенности трудовой деятельности дошкольника. Отличие труда от игр и занятий
3. Мотивы трудовой деятельности дошкольника, методы их формирования
4. Особенности организации детского труда в семье
Литература
1. Значение труда в формировании личности дошкольника
В большом энциклопедическом словаре труд определяется как целесообразная, материальная, общественная, орудийная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.
Трудовая деятельность – это деятельность, направленная на развитие у детей общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия.
2. Особенности трудовой деятельности дошкольника. Отличие труда от игр и занятий
Труд и игра генетически возникают из предметной деятельности. Они тесно взаимосвязаны, хотя и имеют значительные отличия:
1. Первое отличие труда от игровой деятельности заключается в том, что труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей. Процесс труда без достижения результата смысла не имеет.
2. Второе отличие состоит в том, что процесс труда всегда протекает в реальном плане: в нем отсутствуют мнимая ситуация, замещение одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, реально их преобразует, добиваясь трудового результата.
Вместе с тем существует тесная связь между игрой и трудом. В младшем дошкольном возрасте сам труд чаще всего возникает в игре. Подражание трудовым действиям взрослых является содержанием детской игры. Детей влечет действие, а не достижение результата, но подражание трудовым действиям в игре позволяет овладевать ими и тем самым способствует выделению трудовой деятельности. Но вначале она очень неустойчива и при определенных условиях снова переходит в игру. Эта тенденция сохраняется и в среднем, и в старшем дошкольном возрасте.
3. Мотивы трудовой деятельности дошкольника, методика их формирования
Трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии зарождения и проявляется, прежде всего, как продуктивная подражательная деятельность. Возникновение трудовой деятельности час-то происходит в связи с игрой или процессе ее. Когда мы говорим о труде детей, то признаем некоторую его условность по сравнению с трудом взрослых. Ценность детского труда в его воспитательном значении.
Своевременное привлечение ребенка дошкольного возраста к посильному труду необходимо для его разностороннего развития. Труд требует и развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, мышление, память. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развиваются инициатива, ответственность, трудолюбие. В нем немалые возможности и для проявления индивидуальности ребенка, его «самости».
Становление каждого компонента трудовой деятельности (цель, мотивы, планирование, процесс деятельности, результат) имеет свои особенности.
Участие в трудовой деятельности, достижение результата и его использование изменяют отношение детей к труду, мотивы труда, т.е. то, ради чего ребенок трудится.
4. Особенности организации детского труда в семье
Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это, прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, совершаемого ежедневно взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, направленного на благо всех членов семьи.
Участие в бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к жизни семьи, ощутить себя членом семейного коллектива. При этом создаются возможности для воспитания у него многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности и др.
Однако далеко не во всех семьях придают должное значение необходимости своевременного приобщения ребенка к труду. Часто родители, понимая, что ребенок должен трудиться, весьма неопределенно представляют себе, что может делать ребенок данного возраста, как научить его посильным трудовым умениям, как сделать выполнение ребенком трудовых обязанностей систематическим, как с возрастом ребенка должны повышаться требования к нему, изменяться организация его труда, руководство и контроль со стороны взрослых и т. д.
Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье, необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста, с требованием детского сада к формированию у ребенка трудовых навыков.
1. Антониди, Л.В. Роль интереса в воспитании положительного отношения к труду//нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду/ под ред. Р.С. Буре. – М.: Просвещение,1987 – С. 128-134.
2. Буре, Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: учеб.-метод. пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 139 с.
3. Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В.Г.Нечаевой. – М.: Просвещение, 2003 – 207 с.
4. Година, Г.Н., Шатова, А.Д. Воспитательно-образовательное значение детского труда // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях: Сб.науч.тр. – М., 1988 – С. 79-84
5. Дошкольная педагогика /под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой – М: Просвещение, 1988 – ч.1 – Гл. 8.
6. Куцакова, Л.В. Дошколята трудятся: воспитательно- образовательная работа по трудовому воспитанию в детском саду. – М.,1991 – 110 с.
7. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т.А. Маркова – М.: Просвещение,1991. – 127 с.
8. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М.: Просвещение,1987 – С. 25-31, 59-66
9. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / под ред. М.А. Васильевой – М.: Просвещение,1984 – Раздел 1.
10. Формирование предпосылок социальной активности дошкольника в трудовой деятельности: Методические рекомендации / под ред. А.И. Васильевой, Е.А. Архиповой, Т.И. Лазарь – Минск: МГПИ, 1991