Тема «Возраст как Психологическая категория»
1.Понятие возраста и возрастных особенностей
2.Возрастная периодизация развития. Подходы к возрастной периодизации
3.Концепция развития личности в течение жизни
Список использованных источников
1.Понятие возраста и возрастных особенностей
Согласно диалектическому пониманию развитие не есть процесс только чисто количественных изменений, увеличения или уменьшения каких-либо психических проявлений, свойств и качеств. Соответственно и психическое развитие нельзя целиком сводить к тому, что с возрастом что-то увеличивается (словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала и т. д.) или уменьшается (детская фантазия, импульсивность в поведении и т. д.). Развитие связано с тем, что в определенные возрастные периоды в психике появляется качественно новое, так называемые новообразования. К таким новообразованиям относится, например, субъективная готовность к школьному обучению детей семилетнего возраста или чувство взрослости у подростков.
2.Возрастная периодизация развития. Подходы к возрастной периодизации
Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:
Раннее детство
-Младенчество (0—1 год)
-Ранний возраст (1—3 года)
Детство
-Дошкольный возраст (3—7 лет)
-Младший школьный возраст (7—11/12 лет)
Отрочество
Подростковый возраст (11/12—15 лет)
Ранняя юность (от 15 лет) [4].
3.Концепция развития личности в течение жизни
Каждая стадия психического развития ребенка характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этан развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Ведущая деятельность не появляется сразу , а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации . Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии, и прежде всего появление новых психических образований. Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности.
1. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. – М.: Академический Проект : Гаудеамус, 2005. - 256 с.
2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз,1997. - 224 с.
3. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Наука. - 1972. – 212 с.
4. Психология развития человека / под ред. Е. Е. Сапоговой. – М.: Аспект пресс, 2001, – 460 с.
5. Психология человека от рождения до смерти / под общей ред. А.А. Реана . - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
6. Хухлаева, О.В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость / О. В. Хухлаева. – М.: Академия, 2006. – 208 с.